Сенатор Алексей Васильев: «Уметь слушать людей и оправдывать доверие избирателей – одна из главных задач парламентария»
Статус сенатора и работа с людьми, законотворчество и деятельность в качестве члена Совета Республики стали темами нашей беседы с директором РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Алексеем Васильевым, представляющим интересы Дзержинского, Узденского и Столбцовского районов в верхней палате парламента.
– Алексей Александрович, в новой для себя роли сенатора вы уже почти 9 месяцев. Расскажите об основных направлениях вашей работы в Совете Республики?
– Да, роль для меня новая. Работа очень активная и живая. Деятельность членов Совета Республики – это возможность и право законодательной инициативы, участие в экспертных и рабочих заседаниях, в том числе совместных с Палатой представителей, работа в постоянных комиссиях.
Я избран заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, в ведении которой находятся вопросы по государственному строительству, нормотворчеству, совершенствованию законодательства в разных отраслях права – от уголовного до гражданского.
К слову, это та должность, которая позволяет принимать участие в обсуждении принимаемых законопроектов.
«Поэтому я могу высказывать не только свое мнение, но и вносить предложения и коллегиально обсуждать, что в определенной степени позволяет влиять на принятие итоговых решений»
– А на что уже удалось повлиять лично вам на законодательном уровне?
– Время сегодня требует быстрых и эффективных решений и о двух случаях уже можно смело рассказать.
Первый касается вопросов упрощенного порядка ввода жилья в эксплуатацию по Указу №253 от 25 июля 2022 г. Со стороны граждан было множество обращений с просьбами продлить сроки этого документа. Так, совсем недавно, проводя прием граждан в Дзержинском районе совместно с коллегой из Палаты представителей Ириной Костевич, у нас было обращение молодой женщины именно по этой тематике. Она не успевала воспользоваться льготами данного Указа в связи с семейными обстоятельствами и очень просила пролонгировать действие этого правового документа.
Я обратился в Минстройархитектуры с предложением о возможном продлении срока действия Указа №253 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства». И получил ответ Министерства о подготовке документа по продлению сроков действия данного нормативного документа еще на три года.
Президент и Председатель Совета Республики Наталья Кочанова постоянно напоминают, что все законопроекты должны идти от жизни, отвечать на реальные запросы наших людей и работать на развитие страны. Так что уметь слушать людей и оправдывать доверие избирателей – одна из главных задач парламентария.
Второй случай связан с реализацией положений Концепции национальной безопасности в сфере развития фондового рынка. Он был инициирован совместно с председателем ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андреем Аухименей. Наш проект и подходы были поддержаны председателем Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владиславом Татариновичем. Надеюсь, все задумки удастся реализовать. Ведь национальная безопасность — это не только армия, милиция и спецслужбы. В не меньшей мере это еще и акции предприятий, токены, цифровые кошельки и многое другое, вроде бы невидимое, но оказывающее существенное влияние на нашу жизнь. По мнению специалистов БВФБ, белорусские предприятия на фоне российских находятся несколько в худшем положении в части доступного инструментария для привлечения инвестиций. И эту ситуацию необходимо выравнивать.
– Можете поделиться, помимо традиционного нормотворчества в Совете Республики, вашими собственными инициативами и локальными проектами?
– Конечно. Я выдвигался от трех районов – Узденского, Столбцовского и Дзержинского. В каждом из них Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, директором которого я являюсь, плотно работало с различными проектами. Так, в Дзержинске и Столбцах, с целью привлечения инвесторов, внедрялись различные цифровые технологии. Сегодня важно не просто идти в ногу со временем, но и опережать его, чтобы оставаться конкурентоспособными. И такой подход находит поддержку на уровне Миноблисполкома.
На Узденщине прямо сейчас реализуется инновационная схема работы с обращениями граждан, которая используется и на нашем предприятии. Проще говоря, это способ, позволяющий произвести быстрый «замер удовлетворенности клиентов».
Что имеется в виду? Во всех районных центрах и подразделениях агентства используются QR-метки, с помощью которых человек, не называя себя, может обозначить волнующие его вопросы из сферы деятельности предприятия. Все поступившие вопросы фиксируются и мгновенно отображаются на соответствующих ресурсах.
Такой подход позволяет мне как руководителю оперативно реагировать на людские запросы, не дожидаясь, пока проблема из частной перейдет в общую. С внедрением «индекса удовлетворенности» мы только за год на 20% сократили количество обращений граждан в нашей системе.
Администрации Узденского района было предложено взять на вооружение аналогичную схему в работе с обращениями граждан, что, на мой взгляд, позволит гораздо быстрее решать имеющиеся вопросы, избегая бумажной волокиты. А первые обращения не заставили себя ждать. Активные пользователи интернета положительно оценили новую возможность взаимодействия с местной властью.
«Предложенная система удобна не только жителям, но и органам власти на местах. Они могут мониторить обстановку в режиме реального времени, оперативно реагируя на поступающие запросы»
– Если абстрагироваться от региональных задач, назовите документы, которые в настоящее время находятся на рассмотрении вашей комиссии?
– В первую очередь, следует назвать проект закона по вопросам уголовной ответственности. В новой редакции предполагается достаточно много резонансных новаций, например, смягчение и упрощение наказания по наркотическим статьям. Особенно в отношении тех, кто попал впервые.
Не так давно сотрудники Барановичского наркоконтроля задержали двух 14-летних школьниц в момент закладок. По нынешнему законодательству им грозит до 15 лет лишения свободы, т. к. ответственность за наркосбыт наступает уже с 14 лет. Понятно, что суд разберется, но как такое представить – девятиклассница и 15 лет?! А родители, а школа, СМИ, общественность?..
Другой пример – предполагается усилить ответственность по статьям за истязание животных.
При этом выработка одной согласованной позиции – дело очень сложное. У работников профильных ведомств мнение может быть одним, а у общественности, как показывают встречи с трудовыми коллективами, – совершенно другим.
Отмечу, что на деле разработка изменений в действующие законы, положения или кодексы – процесс небыстрый: требуется провести обсуждение, анализ, собрать общественное мнение и видение профильных инстанций, согласовать с различными ведомствами и экспертами. Поэтому в ходе такой законотворческой работы возникает множество нюансов, о которых ты ранее и не подозревал.
«Вспоминаю слова председателя облисполкома Александра Турчина на встрече по результатам выборов в верхнюю палату парламента: «Принимаемые законопроекты должны быть жизнеспособными и помогать людям»
– Вы проводите множество личных приемов не только в Минской области, но и в других регионах нашей страны. Какие проблемы сегодня чаще всего беспокоят жителей?
– Работа с обращениями граждан очень важна, и парламентарии ежемесячно проводят личные приемы, куда может обратиться каждый. Людей волнуют обычные жизненные вопросы: благоустройство территорий, ремонт и строительство дорог, утилизация отходов, газификация на селе, жилищно-земельные отношения (особенно много запросов по дачным кооперативам). И рассмотрение именно конкретных ситуаций помогает нам увидеть то, что могло остаться незамеченным при подготовке нормативного правового акта. Поэтому нам нужно уловить суть проблемы и постараться найти ей решение, в том числе и на законодательном уровне, если такая необходимость назрела.
Имея уже определенный опыт, хотелось бы отметить, что местные власти не всегда используют имеющиеся у них полномочия, предусмотренные, в том числе Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
«Для меня как парламентария живое общение важно для понимания ситуации на местах. В нашей стране власти всегда готовы встречаться, разговаривать с людьми и совместно находить пути решения возникших проблем в рамках действующего законодательства»