Небесный щит Беларуси – репортаж из 15-й зенитной ракетной бригады
Пограничники периодически докладывают, что воздушную границу Беларуси нарушил беспилотник. Особых трудностей в борьбе с этими «пташками» мы не испытываем — их быстро обезвреживают с помощью радиоэлектронного ружья. Однако дрон — самое безобидное, что может к нам прилететь. Вспомним, как в 2022 году в Ивановском районе упала запущенная с территории Украины ракета. Наша система противовоздушной обороны ее засекла, и она была обезврежена. Страшно подумать, что случилось бы, если бы ее прошляпили. Благо наши военные свое дело знают, пишет sb.by.
Мощь растет
Воздушное пространство Минска и близлежащих регионов защищает 15-я зенитная ракетная бригада. Вокруг города воины-зенитчики развернули свои дивизионы. В каждом из них есть свои казармы, учебные классы, столовые. Здесь же находятся и зенитные ракетные комплексы.
— Дивизион у нас, как отдельный организм. Да, мы относимся к бригаде, но тут идет своя жизнь, — рассказывает командир подразделения Евгений Колыхан.— Мы круглосуточно несем боевое дежурство. В боевой расчет заступают как офицеры, так и военнослужащие срочной службы. Последние занимаются обслуживанием техники, являются водителями боевых машин.
К слову, о боевых машинах. В Беларуси большое внимание уделяется оснащению войск современным вооружением.
— Наша воинская часть — ключевая в системе ПВО. Еще год назад мы прикрывали небо столицы, сейчас наши возможности выросли в разы, опять же благодаря новой технике. Находясь в 300 километрах от госграницы, мы прикрываем и ее. Это стало возможно после того, как в нашу часть поступил новый зенитный ракетный комплекс С-400, — отмечает начальник штаба — первый заместитель командира Денис Кириллов. — Учиться управлять им наши офицеры ездили в Россию, теперь передают опыт сослуживцам.
Недавно в бригаду на вооружение поставили новые зенитные ракетные батареи «Тор-М2К». Этот комплекс хорошо зарекомендовал себя в ходе специальной военной операции.
— Обе стороны конфликта активно используют беспилотники различного назначения: разведывательные, ударные, большие и малые. С ними эффективно справляются «Торы», — говорит Денис Кириллов. — Мы начали эксплуатировать такую батарею и видим, что огневая мощь бригады выросла. В ближайшем будущем планируется поставка в нашу часть еще нескольких «Торов».
Однако, по словам Дениса Кириллова, зенитные ракетные комплексы С-300 (стоящие на вооружении ВВС ПВО) исправно выполняют свои функции. И кто бы что ни говорил, сделан комплекс с таким запасом прочности, что сегодня активно противостоит средствам воздушного нападения.
Люди и машины
Бобруйчанин Артем Кунцевич — водитель «Тора». До призыва парень имел двухлетний стаж вождения. Поэтому когда предложили пойти служить водителем, согласился не раздумывая:
— После того как призвали в армию, полгода учился управлять МАЗом в 72-м объединенном учебном центре. Затем попал сюда, в 15-ю бригаду. И здесь уже переучился на водителя «Тора».
Боевая машина, ширина которой около 4 метров, имеет свою специфику. Артем говорит, что не везде есть кренометр — прибор, указывающий, на сколько градусов наклонился автомобиль по отношению к земле. Ведь частенько приходится ездить по бездорожью. Задача водителя — с помощью прибора следить, чтобы машина не перевернулась. А такой исход возможен из-за размера, веса и порой не лучших дорожных условий.
— Непросто совладать и с габаритами, так как машина очень длинная и широкая, — объясняет Артем. — Управление ею где-то схоже с фурой. Ехать «Тор» может по любым типам дорог — как по асфальту, так и по полям. Мы уже неоднократно выезжали для выполнения боевых задач в различные регионы страны.
К разговору подключается офицер батареи Александр Гнедько, который входит в состав расчета боевой машины:
— Конечно, главная особенность «Тора» в том, что он может в кратчайшие сроки выполнить задачу по предназначению: занять позицию, развернуть пусковую установку и обнаружить цель. Это экипаж боевой машины успевает за несколько минут. Еще минута — на захват цели и ее определение. Затем пуск зенитной ракеты.
В боевой готовности
Заместитель командира по идеологической работе подполковник Владимир Бутько уверен, что ребята, приходящие служить как по контракту, так и на срочную службу, понимают, насколько важные задачи стоят перед ними:
— Многое в нашей работе остается за кадром. Надо понимать, система ПВО — образно говоря, небесный купол над Беларусью в режиме мирного времени. Мы следим в том числе и за воздушным пространством соседних стран. И если видим чужака, ракеты — в вертикальном положении, а руки — у кнопки «Пуск». Наши военные всегда в боевой готовности.