На краю земли… дзержинской. Съездили в одну из самых дальних деревень района
Наверняка вам хотя бы раз в жизни хотелось убежать подальше от суеты и многолюдства, осесть в какой-нибудь живописной сельской глубинке. Ходить на лесное озеро купаться и рыбачить, встречать рассветы под птичьи переливы, завести большое хозяйство. Одним словом, уединиться, наслаждаясь гармонией с природой. На наш взляд, деревня Падеричи, расположившаяся на самой окраине Дзержинского района, идеально подходит для этого.
Деревня мечты или бесперспективное село?
Добраться до деревни можно только одним путем – через д. Волмечку. Но так оно даже лучше: окружающие пейзажи завораживают неискушенного горожанина. Не спеша едешь мимо бесконечных лесов и полей, любуешься холмистым рельефом… Идиллическая пастораль!
Соседствуют Падеричи с еще одной деревенькой – Рудевщиной. Раскинулась она неподалеку, буквально через речку. Случайный гость не сразу и поймет, где граница между населенными пунктами. Да и сами местные не спешат проводить черту между собой, по привычке объединяя две деревни в одну в непринужденной беседе.
Когда прогуливаешься по Падеричам, невольно создается ощущение, что находишься в лесу. И неудивительно: густой зеленый массив окружает почти со всех сторон, а некоторые улочки больше напоминают лесные тропинки, нежели привычные сельские грунтовки.
Прямо в самом населенном пункте есть симпатичное озерцо, обустроенное когда-то колхозом, – местные любят тут порыбачить или просто посидеть у воды.
Еще одно интересное наблюдение: почти на каждом подворье в Падеричах можно найти кресты. Или полноценный поклонный, заботливо хранимый хозяевами с давних времен, или символический оберег в виде небольшой таблички рядом с номером дома. Похоже, люди в деревне жили очень набожные, верившие, что крест – надежная защита от бед и несчастий.
Сегодня деревня относится скорее к разряду умирающих. В Падеричах остались всего три постоянных жителя, еще четыре – в соседней Рудевщине
В сезон здесь чуть оживленнее: приезжают на дачи горожане, к родительским гнездам из разных уголков слетаются дети. Во многом поэтому в деревне такой контраст между подворьями. Одни – досмотренные и ухоженные, навевающие ту самую сельскую идиллию и романтику. Другие – полуразвалившиеся, сгоревшие, одинокие – скромно доживают свой век. Но так было далеко не всегда…
Держалась на хозяйстве
В послевоенный период, в 1948 году, в Волме организовали колхоз «Мир» (до 1963 года его именовали в честь Владимира Ильича). При укрупнении к нему присоединили колхоз «Советская Армия», который был образован в Падеричах в 1950 году. В результате Падеричи и ряд других деревень вошли в состав «Мира». Для местных это было знаменательное событие, означавшее появление большого количества рабочих мест.
– Дед мой работал на ферме сторожем, и бабушка там же, – рассказывает уроженец деревни (а ныне – житель Волмы) Сергей Шабар. – Были телятники, где люди досматривали скотину. Один стоял рядом с озером, в центре Падеричей. Там же раньше находилась и общественная баня. Тогда деревня большая была, довольно населенная – человек 200, не меньше. В семьях, как правило, было много детей.
Поэтому в Падеричах функционировала даже начальная школа – один из самых знаменательных (после колхоза, конечно) объектов в истории деревни. Мама Сергея работала там учительницей.
– Я сам учился в этой школе. Позже родители переехали в Волму, и в 5-й класс пошел уже там…
На базе падеричской школы организовывали и детский лагерь. Поэтому в летний период она обычно не пустовала, не переставали там звучать детские голоса. В каком году ее закрыли, местные уже и не вспомнят. Первое время школа стояла под замком. Позже в здание бывшего учреждения образования переселилась женщина-погорелец. Об этом сегодня напоминают лишь увядшие комнатные цветы в разноцветных горшочках и кипа верхней одежды, висящая на вешалках у входа.
Одиночество или уединение?
Эмилия Довжик – одна из старожилов деревни Падеричи. Здесь выросла, проучилась до 5-го класса, заканчивала школу уже в Волме. Потом вышла замуж за односельчанина и переехала в Рудевщину. Обе деревни для нее – родные и дорогие сердцу места. Правда, теперь опустевшие…
– Я уже 25 лет как одна. Привыкла, – говорит собеседница. – Папа мой когда-то работал подвозчиком в Волме в райпо, на коне ездил, развозил по магазинам товары. Мама ходила в колхоз. Сама я 30 лет проработала на почте, корреспонденцию разносила. Каждый божий день из Падеричей в Волму ходила – это где-то семь километров. Туда доставляла газеты и письма, дальше – в Свидовщину. Потом возвращалась домой в Падеричи и свою зону обслуживала… И на телятнике поработать успела, фуражиром была.
К сожалению, из инфраструктуры в деревне больше ничего не осталось. Можно увидеть лишь каменные опоры от фермы на отшибе в лесу. Давно закрылись баня, школа. Какое-то время принимал покупателей частный торговый ларек, но и тот приказал долго жить. Необходимые продукты в Падеричи раз в неделю завозит автолавка – ее жителям хватает.
– Я еще курей и огород держу. Так что главное – купить молоко, творог. Сейчас самое трудное в быту – косьба. За лето намаешься. Иногда дети, внуки приезжают, правнуки – их у меня трое. Гостям всегда рада!
Несмотря на некоторый упаднический дух, навязчиво следовавший за нами во время прогулки по деревне, уезжаем из Падеричей с легкой грустью. Место просто чудесное! Для тихого отдыха вдали от суеты и наслаждения природой.
По воспоминаниям старожилов, военных объектов в деревне и окрестностях никогда не было. А в документальных источниках не зафиксировано на этой территории никаких исторических событий
Название деревни Падеричи образовано от слов «драць», «падзерка», «падзера» (с бел.). «Падзерка» – это не подготовленная, а лишь «поцарапанная» земля. А «падзера» – первая стадия обработки почвы с применением примитивной сельскохозяйственной техники. В этом же значении слово употребляется и при характеристике процессов обработки льна. Также в белорусской топонимике встречаются названия, образованные от фамилии Падера.