Место силы. Как живет деревня, известная на всю страну своим родником
Что общего у пути «из варяг в греки», шляхетского рода и школьного этнопроекта? Они встретились в одной точке на карте – деревне Юцки. Здесь царит своя особая атмосфера: поля помнят варягов, леса – напевы предков, а аисты обосновались на школьной крыше, как полноправные жильцы. Однако настоящей звездой Юцков считается уникальное творение природы – ледниковый каньон. Его захватывающий дух рельеф и звонкие родники открывают путешественникам совсем другую, дикую и величественную Беларусь.
Проезжая вдоль скромных сельских домиков и вполне прозаичных (если смотреть поверхностно) пейзажей, так и не скажешь, что деревня полна загадок и легенд. Из инфраструктуры в Юцках: отделение почты, магазин, завод «Инновационная пружина» и Демидовичская базовая школа. В последнюю мы и направляемся. Именно здесь, как рассказывают местные, небольшой, но сплоченный коллектив детей и педагогов хранит за сдержанными стенами целых два музея: ремесел и льна.


Вырастить не академика, а человека
Летопись школы зарождалась задолго до того, как она обрела свое нынешнее название и переехала в деревню Юцки. Все начиналось в 1924 году. В деревне Крыштафово в обычной избе организовали обучение для детей крестьян. Со временем ветер истории внес свои коррективы: до 1939 года, а потом и в годы войны школа стала польскоязычной.

– Новая жизнь учебного заведения началась в 1944-м, после освобождения Беларуси, – рассказывает директор школы Валерий Ящук. – Школа переехала в деревню Демидовичи, где для нее выстроили целых четыре здания: для начальных и средних классов, столовую и мастерские. В те годы там обучалось около 300 детей – немаленькая цифра для сельской школы.
В 1966 году она обрела новый, современный дом – то самое здание в деревне Юцки, где находится и поныне
– Я вступил в должность директора в 98-м году. И так символично вышло, что тогда же у школы появились свои талисманы. На трубе старой котельной обосновались аисты. И каждый год прилетают к нам. Был еще интересный момент, когда их вывелось сразу шестеро: птенцы ходили прямо по стадиону.
С тех пор аисты – полноправные и самые почитаемые обитатели школьного двора. Орнитологи предупредили: птиц лучше не трогать. Но здесь их и так не беспокоят – лишь тихо наблюдают, как каждую весну в гнезде, аккуратно выложенном пухом и глиной, начинается новая жизнь.
Сейчас в школе учится около 30 детей, в садик ходят 15 малышей
Для них созданы все условия: отдельные спальни, игровая и спортивный зал. Педагогический коллектив – 14 человек, все – специалисты своего дела, многие с высшей категорией.
– Специфика маленькой сельской школы в том, что мы видим всех детей, – говорит директор. – Я понимаю, что из всех академиков не вырастишь. И не надо! Главное – чтобы ребенок вырос человеком, который с уважением относится к другим. Чтобы шел на работу с радостью и уходил домой с улыбкой. В этом, наверное, и есть смысл жизни.
Экспедиция за наследием
2012 год стал для юцковской школы знаковым. Ей выпала честь стать площадкой для республиканского эксперимента по созданию этношколы. И это был единственный в стране случай, когда в процесс вовлекли всех учащихся – от самых младших, первоклашек, до выпускников.
– Мы изучали историю, краеведение, традиции, народные песни и танцы. Самое сложное (и интересное!) заключалось в том, что собирать материал нам пришлось самостоятельно, с самого начала. Поэтому превратились в исследователей: отправлялись в фольклорные экспедиции по окрестным деревням и кропотливо записывали все – песни, обряды, истории, по крупицам восстанавливая наше наследие, – вспоминает Валерий Ящук.

Райисполком поддержал инициативу, выделив дополнительные часы для музыки, хореографии и вокала. И это дало свой эффект: ребята, которые пришли в проект еще из детского сада, вскоре начали удивть наставников первыми достижениями.
– Был создан ансамбль из 12 человек. Девочки и мальчики играли на дудках, скрипке, гармони, цимбалах и ударных. А материал для творчества добывали сами – из экспедиций. Девочки учились петь колыбельные, как их бабушки. Школа стала точкой притяжения: сюда приезжали гости со всей области для обмена опытом.
Год в этношколе был похож на традиционный календарный круг у белорусов: начинался с «Гукання вясны», «Камаедзіцы», продолжался «Троіцай» і «Купаллем», а завершался «Калядамі».
– Дети занимались этим не по принуждению, а по велению сердца. Это было настоящее творчество, которое нас всех сплотило, – подчеркивает руководитель.
Глубокие корни: от варягов до графов Чапских
Земля, на которой стоит школа, дышит древностью. Как выяснила этнографическая экспедиция, исследовавшая Юцки и окрестные деревни еще в 80-х, местная пойма –часть легендарного пути «из варяг в греки». А само название «Юцки» имеет две версии происхождения. По одной из них – от звука кузнечного молота «цок-цок» – здесь когда-то в топях добывали болотную руду и ковали железо. По второй – от звука «юць-юць» или «юц-юц», который мог имитировать хлюпанье воды под ногами при ходьбе по болоту.

В конце XVIII века эти земли были фольварком во владении Радзивиллов, а позже принадлежали роду Костровицких и графам Чапским
– Однако на заре XX века в урочище насчитывалось всего 15–16 дворов. Это была собственность отставного прапорщика, получившего здесь землю в награду после войны 1812 года.
К слову, этот уголок подарил Беларуси известных деятелей – поэта Каруся Каганца (Казимира-Рафаила Костровицкого), который какое-то время здесь жил и творил, и современного поэта Всеволода Горячко.
В чем сила?
Покидая деревню, сворачиваем к ее главной достопримечательности – Юцковскому роднику. Под шум воды и шелест листвы вспоминаем легенды, связанные с этим местом.
Одну из них нам оставил сам Карусь Каганец. Его жена Анна была из соседней деревни Новосады. Ходила легенда про несчастную молодую княжну, влюбившуюся в простолюдина и приказавшую слугам столкнуть себя в глубокий колодец вместе со всеми богатствами. «Кiнулi яе верныя служкi ў студню глыбокую, i апусцела зараз тое гарадзiшча, а после i саўсiм яго не стала. Толькi гара з валам ды студняй, поўнай камення, тое месца азначае», – писал Карусь Каганец в 1898-м.

Другая легенда гласит, что на этом месте когда-то стоял храм, но после революции был разграблен и разрушен. Один из жителей, сорвав кресты со святыни, якобы навлек проклятие на своих близких – наследники этого рода начали страдать от различных болезней и бед. А однажды во время службы земля разверзлась – и храм вместе с людьми поглотили ее недра. На поверхность выступила вода – чистейшая, целительная, чудодейственная. Именно такими свойствами наделяли ее испокон веков люди.

Просто так воду брать из ручья местные не рекомендуют. «Сначала надо молитву прочитать, потом руки помыть, затем воды зачерпнуть и попить, а потом уже фляги наполнять. Тогда вода явит свою целительность…» Эта традиция бережно хранится и передается теми, кто ценит природу и верит в ее силу.