Пуск отопления в Фаниполе и Вязани задержится из-за реконструкции аварийного моста. Узнали подробности

В Дзержинском районе официально стартовал отопительный сезон, однако жители Фаниполя и деревни Вязань тепло в свои дома и квартиры пока не получат. Причина — работы по реконструкции пешеходного моста через железную дорогу, в ходе которых запланирован важный этап: переврезка единственной теплотрассы, снабжающей жилую часть города. Об этом сообщает fanipol.by.
Ключевой этап — замена участка основной теплотрассы, закрепленной на конструкциях моста, — требует полного отключения подачи теплоносителя от котельной. Работы проводятся осенью, так как перенести их на зиму технически невозможно, а начать раньше не позволяли согласования с Белорусской железной дорогой. График их был утвержден заранее.

История этого моста уникальна — почти семь лет он простоял закрытым из-за юридического казуса. Построенный в 1972 году, мост десятилетиями служил жителям для перехода в промзону, пока в 2018 году не был признан аварийным и закрыт. Как выяснилось, сооружение не числилось ни на балансе Белорусской железной дороги, ни у завода железобетонных конструкций. Единственным найденным документом оказался проект 1969 года, в котором отсутствовали данные о заказчике строительства. Бывший председатель Фанипольского горисполкома Владимир Кореневич комментировал ситуацию: «Раз объект ни за кем не числился, был в аварийном состоянии, что угрожало безопасности людей, мы закрыли его».
Правовую коллизию удалось разрешить только в марте 2020 года, когда Дзержинский районный суд признал мост бесхозяйным имуществом и передал его на баланс ГПО «Дзержинское ЖКХ». Это создало правовую основу для начала реконструкции, которая стартовала в 2025 году.
Активные работы на мосту начались в августе, сразу после получения разрешения от БЖД. Как пояснил представитель подрядной организации ООО «МолесСтрой» Виталий Чирковский, первый этап включал подготовительные работы:
– Тогда мы сварили металлоконструкцию, подняли ее на мост и перенесли трубу выше, чтобы мостовики могли приступить к реконструкции площадки.

После подрядчик — филиал «МСУ №2» ОАО «Мостострой» — выполнил важный подготовительный этап. Специалисты организации провели демонтаж старых несущих конструкций и подготовили основание моста для укладки новой теплотрассы.

Сейчас для выполнения работ в сжатые сроки задействованы значительные силы и техника.
«У нас работает шесть бригад, рассредоточенных по разным участкам, — отметил Виталий Чирковский. — Одна бригада готовит участок с улицы Железнодорожной, другие занимаются заменой трубы и подготовкой к укладке новых трубопроводов на мосту».

На объекте работает серьезная техника, включая 160-тонный кран — один из двух подобных в Минской области. Он то и будет поднимать семитонные трубы.
Состояние старой теплотрассы, проложенной по мосту, было аварийным.
«Это единственная теплотрасса, которая идет в сторону Фаниполя от котельной. Труба уже имела 100% износ, она текла. Ее проложили в 1981 году, а срок эксплуатации не должен превышать 30 лет. Рано или поздно ее все равно пришлось бы менять».
Главная причина, по которой работы не проводятся зимой, — технологическая. Для обеспечения долговечности новых участков трубопровода используются специальные соединительные муфты, монтаж которых требует плюсовых температур.
Виталий Чирковский подробно объяснил принцип их работы: «Стальная труба помещается в защитную оболочку, а образовавшееся пространство заполняется специальной монтажной пеной. Эта пена выполняет несколько важных функций — обеспечивает термическую изоляцию, защищает от коррозии и компенсирует температурные расширения. При температуре ниже -5°C пена не полимеризуется должным образом, что приводит к образованию пустот и нарушению герметичности соединения».
Работы осложнены не только сжатыми сроками, но и условиями. Монтаж ведется над действующей железнодорожной веткой Минск-Брест, что вынуждает подрядчиков работать только в короткие технологические «окна» — по два часа днем и два часа ночью. Дополнительный риск создает погода: напряжение в 30 000 вольт на контактной сети может создавать электрическую дугу, опасную на расстоянии до 20-30 метров во время дождя. Поэтому в непогоду работы также должны приостанавливать.
К слову, нормативный срок замены теплотрассы составляет 40 календарных дней, но в связи с важностью данного объекта ООО «МолесСтрой» совместно с Дзержинским ЖКХ делают все возможное для сокращения сроков. На данный момент в планах завершить сварочные работы и запустить теплосети до конца текущей недели, если не помешает непогода.
После завершения работ по переврезке теплотрассы в Фаниполе и деревне Вязань будет запущено отопление в соответствии с действующими температурными нормативами. Параллельно продолжается реконструкция самого пешеходного моста, которую планируется полностью завершить к концу 2025 года.