«Было внутреннее ощущение, что это должно работать». Как жительница пос. Энергетиков создала одно из лучших кафе в районе
Предпринимательство – это не только про свежую идею и грамотное воплощение. Успешный бизнес строится еще и на любви к своему делу. Именно это чувство однажды подтолкнуло Ирину Татарицкую к открытию заведения в родном поселке. На тот момент никто и не подозревал, что кафе «Прованс» станет одним из самых популярных и посещаемых мест в Дзержинском районе.
Ирина Татарицкая – директор ООО «Трефоль». Родилась в поселке Энергетиков. В 2018 году открыла бизнес-центр «Бродвей» и кафе «Прованс».
– Как вы пришли к тому, чтобы заняться бизнесом?
– На протяжении 13 лет я работала бухгалтером. Признаться, всегда мечтала сменить работу – было скучновато. Четко понимала, что хорошо справилась бы где-то в сфере обслуживания. Были мысли о гостинице, возможно, должности администратора в ней. Изначально не думала о том, чтобы открыть что-то свое.
И так получилось, что каждый день ездила на работу мимо места, где сейчас находится кафе. Тогда это был просто пустой участок. Возникла мысль: «А не построить ли здесь заведение, общепит?» Ничего подобного у нас в поселке не было, и люди очень страдали. Элементарно негде было отпраздновать детский день рождения или сделать поминальный стол. Кроме того, моя свекровь – педагог в школе – рассказывала, что дети во время поездок и экскурсий в Минск ждут не столько основной части программы, сколько похода в McDonald’s. Тогда любой фастфуд был для них редкостью. Сегодня у детей есть доступ к нему здесь, на месте, и он привлекает к себе меньше внимания во время поездок с классом. (Улыбается)
– С чего начинался проект? Были ли какие-то сомнения на его счет?
– На самом деле у меня не было никакого бизнес-плана, четкой концепции и т. д. Все основывалось на моих личных ощущениях, что это должно сработать. Была полная уверенность, что пустовать заведение не будет. Так оно и получилось.
Начинать было нестрашно. На тот момент я, наверное, не понимала до конца, куда иду. Но оно того стоило. Сегодня работа приносит мне большое удовольствие.
Чувствую, что я на своем месте и занимаюсь тем, что мне действительно нравится
Без кафе уже просто не представляю свой день. Даже когда уезжаю отдыхать, все равно думаю о работе. Постоянно на связи с ребятами.
– Многие отмечают, что интерьер «Прованса» выполнен со вкусом, вниманием к деталям. Расскажите, как разрабатывали стиль заведения?
– Все было в голове. Есть картинка, которую ты хочешь видеть, и поэтапно все воплощалось в жизнь. Я сразу определила, что интерьер должен быть в теплых тонах, чтобы посетителям было уютно и комфортно. Также хотелось добавить туда лаванду. Постепенно собралась вся композиция, а из нее уже выросло название кафе.
Моей целью было сделать заведение для семей. Не танцплощадку, не место сбора для молодежи, а именно с расчетом на более взрослую аудиторию – от 25 лет и старше. Думали, что приходить к нам будут гости из Дзержинска и поселка Энергетиков. Но сегодня к нам едут и из Фаниполя, и из Узды, и даже из Столбцов.
– А есть ли конкуренция с другими заведениями?
– Поскольку мы в поселке одни, то конкуренции как таковой нет. Но в этом есть и плюсы, и минусы. Конкуренция не дает засиживаться. Приходится постоянно двигаться вперед, меняться.
Вообще, общепит – это про движение. Всегда надо удивлять своих гостей, в особенности постоянных посетителей, удерживать их
Это очень интересная сфера. В ней точно не соскучишься!
– Еще одно преимущество «Прованса» – это, конечно же, кухня. Как формировали меню?
– Когда набирали штат,к нам устроился бармен, который параллельно работал в столичном ресторане, хотя сам местный. Для составления меню мы договорились с одним человеком и ждали его. Но так вышло, что он сломал ногу и не смог приехать. И тогда наш бармен порекомендовал своего коллегу. Тот сначала заехал на месяц, только чтобы помочь составить блюда и техкарту. Но потом решил остаться с нами насовсем. Построил недалеко от поселка дом и работает в команде по сегодняшний день.
А блюда практически все пользуются популярностью у гостей. Меню стараемся менять дважды в год: к лету и Новому году. Иногда, убирая что-то, боишься потерять «постоянников», которые приезжают на что-то конкретное. Но поскольку меню не может быть размером с том «Войны и мира», то время от времени изменения все-таки приходится вносить.
– Бывают ли негативные отзывы от клиентов и как вы с ними работаете?
– Когда мы были помоложе, еще на старте, каждый отзыв воспринимался болезненно. Но было понимание, что есть над чем работать. Раз такой отзыв появился, значит, что-то делаем не так.
Сегодня на негативные комментарии публично не реагируем. Обязательно ознакамливаемся с каждым, разбираемся, где была допущена ошибка и была ли она допущена. Иногда бывают ситуации, когда человек пришел в заведение не в настроении. Все официанты, повара отработали идеально, но гостя все равно что-то не устраивает. В таком случае стараемся не обращать внимания. Всем не угодишь.
– Что для вас, как руководителя, самое важное в управлении персоналом?
– К своим сотрудникам я с самого начала отнеслась с доверием. И они отплатили мне тем же. Как известно, большая проблема общепита – это воровство на кухне. Так вот у нас его абсолютно нет. Это очень много значит, когда в коллективе работают честные люди.
Наверное, если ты относишься к работникам по-человечески, то и они держатся соответственно. Ты слышишь их, они тебя. Между нами есть контакт
Сотрудники воспринимают меня как руководителя, но при этом в моем присутствии чувствуют себя спокойно, непринужденно. Мы можем пошутить, посмеяться. Мы как одна семья. Не хотелось бы, чтобы ребята шли на работу, боясь чего-то. Хочется, чтобы все было в удовольствие. Если в коллективе происходит недопонимание, мы садимся и разговариваем. И все быстро становится на свои места.
Практически все сотрудники работают в кафе с самого его открытия. Меняются в основном только официанты, так как это молодые ребята, часто студенты на подработке. Повара у нас универсальные. Шеф может один с легкостью отработать банкет или подменить напарника на полный рабочий день, если у него форс-мажор. А весь штат у нас сегодня – 13 человек.
– Какие у вас дальнейшие планы по развитию?
– Будем расширяться. В последнее время много запросов поступало от гостей, желающих уединиться. Кто-то хочет поужинать в тишине, без живой музыки и вдалеке от танцпола. Кто-то – провести праздник без посторонних людей. К тому же в субботу загрузка в кафе большая, а площадей уже не хватает. Приходится ставить людей в лист ожидания. Мы понимаем, что можем принять больше гостей, но их негде разместить.
Поэтому сейчас строим отдельный зал, в котором все желающие смогут провести вечер в тишине, отдельно от основного. На втором этаже будет открытая терраса. Планируем все сделать так, чтобы можно было принимать там гостей до глубокой осени. К весне террасу точно откроем. А второй зал – после Нового года.
– Что дает вам свой бизнес, помимо дохода?
– Он приносит мне удовольствие. Я люблю создавать атмосферу, продумывать экспозиции и декор, заниматься праздничным оформлением зала. И всегда на связи со своей командой. Просто теперь каждый день занимаюсь любимым делом.