Анна Холопица: «Школа – дело всей моей жизни»
СШ №1 г. Фаниполя давно обрела славу одной из лучших школ не только района, но и области. Два года подряд она побеждает в номинации «Лучшее учреждение общего среднего образования, расположенное в городской местности» среди УО Минщины. На протяжении последних 15 лет коллектив школы возглавляет Анна Владимировна Холопица. Директор награждена нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования» и медалью «За трудовые заслуги».
Анна Холопица по образованию учитель истории и немецкого языка. Педагогический стаж – почти 40 лет. В средней школе №1 г. Фаниполя работает с 2003 года, в должности директора – с 2007-го.
– Анна Владимировна, в 2022 году вас отметили на самом высоком уровне: указ о награждении медалью «За трудовые заслуги» подписывает Президент. Как восприняли эту новость?
– Честно скажу, не ожидала. Никто не предупреждал, какая готовится награда. К тому же я думала, что все они меня нашли, ведь недавно получила нагрудный знак «Отличник образования». Когда сообщили о госнаграде, сначала не поверила. Думала, меня разыгрывают. Было очень приятно. И тем не менее считаю, что это общая заслуга коллектива. На протяжении многих лет можно было убедиться, что мы – дружная команда, способная трудиться четко и слаженно.
– Один из показателей успешной работы вашего коллектива – высокий процент поступаемости выпускников. В районе вы лидеры. Как пришли к такому результату?
– В минувшем году процент поступаемости наших выпускников составил 89%, а самым высоким был показатель 94%. Желание получить высшее образование есть у многих фанипольских детей, и эти амбиции поддерживают их родители. Правда, немало и тех, кто уходит из школы для получения среднего специального образования. В нынешнем году из шести девятых классов сформировали три десятых. Это замотивированные учащиеся, которые знают, чего хотят. Для них мы открыли три профиля: физико-математический, гуманитарный (история и английский), аграрно-технический. Что касается последнего направления, то оно дает льготы при поступлении. Вполне вероятно, что ребята, которые удачно окончат курс, не будут сдавать ЦТ, а пройдут по конкурсу по результатам собеседования. Наши воспитанники учатся и на других профилях в рамках межшкольных факультативов, организованных в Дзержинском районе. Например, те, кто планирует связать свою жизнь с педагогикой, на протяжении двух лет по субботам посещают педкласс, для них организованы занятия спортивно-педагогического профиля. Они тоже потенциальные студенты. Подобный формат обучения практикуется в нашем районе не первый год. Одна из выпускниц педкласса уже пришла работать в нашу школу учителем.
– Насколько я знаю, у вас ребята могут постигать и азы программирования…
– С 1 сентября 2022 года в нашем учебном заведении начал работу STEM-класс. Робототехникой в школе дети занимались и раньше, просто мы особенно это не афишировали. В нынешнем году было поставлено новое оборудование: 3D-принтеры, робототехнические платформы, наборы схемотехники и микроэлектроники. Наибольшей популярностью такие занятия пользуются у младших детей – до 6-го класса. Затем нужно учиться программированию. И некоторые ребята, когда встречаются с трудностями, теряют интерес. Хотя педагоги у нас замечательные и очень стараются увлечь детей.
– По словам руководителя горисполкома Владимира Кореневича, задача №1 для Фаниполя сейчас – это строительство новой школы. Ваше учебное заведение переполнено: рассчитано на 820 ребят, а обучаются 1660… Как справляетесь с такой нагрузкой?
– Организована учеба в две смены. Задействованы абсолютно все кабинеты, два спортзала, тренажерный зал, зал для тенниса… Школа работает по 12 часов. И, несмотря на такое большое количество детей, у нас всегда идеальный порядок. Во время каждого перерыва кушают по 150 ребят. Благо достаточно посуды и столовых приборов, есть посудомоечная машина. Кухонное оборудование как, например, жарочный шкаф и плита стоят немалых денег. Дзержинский райисполком и управление по образованию входят в наше положение и выделяют средства для приобретения необходимого оборудования по различным направлениям функционирования школы.
– Фаниполь стремительно разрастается и детей становится все больше. Этим летом местные волновались: первоклашек так много, что их, возможно, отправят учиться в детский сад №6…
– В этом году у нас хорошее пополнение – 190 первоклассников, из которых сформировали 8 классов. Но о том, что они будут учиться в саду, не велось и речи. Много лет назад действительно практиковали подобное. Тогда в Фаниполе наблюдалалсь «демографическая яма», и наша школа занимала половину детского сада №1. Там помещались все наши первоклассники. Но в 2012 году к школе сделали пристройку. На какое-то время решили проблему нехватки места, но этого было недостаточно. К нам ведь прикреплены дети не только из фанипольских микрорайонов, но и из близлежащих деревень – Черкасс, Чечино, Слободки, Лабод, Волчковичей, Вязанки и других. Проблема нехватки места будет решена после сдачи в эксплуатацию новой школы.
– Сегодня актуальна проблема инклюзии детей с особенностями развития. Есть ли в вашей школе такие воспитанники?
– Большое значение этому придавалось всегда. Для педагогов по данному вопросу проводили различные курсы, повышение квалификации. Но именно аутистический спектр заболеваний не встречался. Раньше, как мне кажется, даже не ставили такого диагноза. Говорили: ребенок гиперактивный, есть трудности в обучении, дислексия, дисграфия… Но такие детки, если работать с ними, быстро выравниваются. Второй год подряд к нам приходят малыши с особенностями. Сейчас их шестеро. В школе таких ребят сопровождают тьюторы. Работают учителя-дефектологи – умнички и профессионалы своего дела. В любой ситуации они остаются доброжелательными и уравновешенными. Самое важное, чем мы можем помочь таким деткам, – способствовать их социализации.
– Школьная жизнь – это не только про успехи и достижения в учебе. На протяжении 11 лет школа занимается воспитанием учащихся, старается предостеречь от рискованных шагов и авантюр. Недавно в Фаниполе задержали 14-летнего закладчика наркотиков из Заславля. Что делается для того, чтобы дети не ступали на эту опасную тропу?
– Слава богу, наша школа с подобным не сталкивалась. Мы проводим профилактическую работу, беседуем и с детьми, и с родителями, рассказываем, какие могут быть последствия. Они всё прекрасно понимают. Объясняем учащимся, что это не абстрактный «кто-то» попался, а так будет со всеми, кто в погоне за легкой наживой ступил на кривую дорожку. Я понимаю: в старших классах учатся дети, по отношению к которым наставления уже не работают. Излишняя дистанция между педагогом и учащимся порой создает атмосферу страха, непонимания и просто неприязни. Но колоссальное позитивное значение имеет доверительная житейская беседа учителя и ученика. Важно находить для такого общения время и силы. Дети у нас хорошие и добрые, никого из них не хочется упустить.
– Получается ли у вас «отключаться» от работы директора или даже в свое личное время живете проблемами школы?
– Педагог – это не просто профессия. Это образ жизни, образ мыслей, состояние души. Ежедневно школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций. Выжимает как лимон, отнимая силы, но при этом дает второе дыхание, вдохновляет на новые свершения. Каждый раз, когда, казалось бы, уже не остается сил, я понимаю, что от меня зависит благополучие моей школьной семьи. Как же не думать о ней? Это дело всей моей жизни!
Дарья Орел