Как школьники из Заболотья изучают историю по монете и клейму
История — наука интересная и увлекательная. Но как не допустить превращения процесса познания во что-то скучное и рутинное? Полезными секретами продолжают делиться учитель истории из Заболотья Александр Козлов и юные исследователи из клуба «Поиск».
История в деталях
Под руководством Александра Козлова члены школьного клуба занимаются не только поиском, но и научно-исследовательской деятельностью. Скажем, изучением клейма H.SCH на керосиновой лампе, которая когда-то стала одним из экспонатов школьного музея.
После первого осмотра раритета юными исследователями было сделано предположение, что производителем являлась немецкая компания. В пользу этого говорили подпись (город Лейпциг) под клеймом и изображение немецкого орла. Была выдвинута гипотеза, что клуб имеет дело с лампой, произведенной до 1917 года. Началась тщательная работа по сбору информации о предприятиях Лейпцига, которые занимались производством керосиновых ламп. Удалось установить, что была только одна компания, которая производила керосинки, — HASAG. Она ставила одноименное клеймо на все свои лампы. Поэтому «Поиск» предположил, что, возможно, музейный экспонат является товаром другой компании.
Развернулась кропотливая работа в интернете — клуб активно разыскивал лампы с клеймом H.SCH. Искали в социальных сетях, на форумах и аукционах. К сожалению, никаких конкретных результатов не получили.
Однако при повторном осмотре юные историки обратили внимание на колесико, где размещался герб компании, — этот элемент лампы сохранился лучше всего. Решили продолжать поиски по гербу. А ведь и не поспоришь: кто ищет, тот всегда найдет. На одном из сайтов участники клуба обнаружили каталог колесиков керосиновых ламп, и ребятам удалось выяснить, что «Поиск» все же имеет дело с компанией HASAG. Но почему такое странное клеймо? Так началось исследование истории фирмы.
Оказалось, что в 1863 году немец по имени Хуго Шнайдер поступил на работу в мастерскую, которая специализировалась на производстве изделий из листового металла, в том числе и керосиновых ламп. В 1871 году он встал во главе бизнеса. В течение следующих 10 лет компания сконцентрировалась на производстве керосинок. Фирма получила название HASAG. Таким образом, клуб и его руководитель сделали вывод, что под клеймом на керосиновой лампе зашифровано имя самого немецкого предпринимателя: Хуго Шнайдер (Hugo Schneider) — H.SCH. Так появилась возможность датировать время производства — 70-е годы XIX века.
Исследуя историю HASAG, молодые историки установили целый ряд интересных фактов. За короткое время мастерская, где изначально было занято 20 человек, выросла до промышленного предприятия в 300 работников. Их керосиновые лампы продавались не только в европейские страны, но также в Азию, Австралию, Южную Америку.
Участники клуба пришли к выводу, что керосиновая лампа могла попасть в Беларусь еще до начала Первой мировой войны, — в период военных действий компания занималась производством пулеметов «максим». После окончания войны было возобновлено гражданское производство компании, а также здесь начали выпуск термосов.
В период Второй мировой войны компания HASAG вновь возвращается к военной продукции — производству боеприпасов к стрелковому оружию и морских мин. С 1942 года налажен выпуск первых противотанковых гранатометов «фаустпатрон», а с 1943 года — «панцерфауст». Также производились первые переносные зенитно-ракетные комплексы «люфтфауст», о существовании которых ранее было неизвестно (заказ на производство компания получила только в марте 1945 года). Единичные экземпляры сохранились в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Также были установлены факты, что на заводах HASAG использовался труд узников концлагерей. В 1947 году компания прекратила свое существование.
Прабабушкино наследство
О том, каково это заниматься историческими исследованиями, рассказал член школьного совета музея Максим Ласицкий. Он поделился еще одной необычной историей — как ребята изучали монету 1748 года.
— Для меня она имеет большое значение, так как принадлежала моей прабабушке, — говорит школьник. — Мы случайно нашли эту монету в вещах и решили отнести ее в музей. Но сначала вместе с нашим учителем истории Александром Григорьевичем мы осмотрели артефакт. Первый взгляд не дал нам практически ничего конкретного. Монета находилась в плохом состоянии: были видны только буква Д и цифры 1, 9, 4. Но нас очень заинтересовала загадочная монета, и мы решили начать исследование.
Исследовательская работа Максима Ласицкого была отмечена дипломами всех уровней: районного, областного и республиканского. По итогам финала республиканского этапа конкурса «Скарбы маёй сям’i» Максим был награжден дипломом второй степени.
Для начала Максим обратился за помощью к учителю химии Владимиру Шавелю. Тот предложил погрузить монету в емкость с нашатырным спиртом, чтобы определить, из чего монета была изготовлена. В итоге нашатырный спирт окрасился в синий цвет. Так стало понятно, что объект из меди. С помощью нумизматического словаря исследователи нашли название — денга. Далее удалось установить, что выпускалась она с 1700 по 1796 год. Обратившись к учебнику по истории, Максим выяснил, что страной происхождения раритета была Россия.
— Потом я задался вопросом: «А как денга могла попасть на территорию Беларуси, если в данный период она входила в состав Речи Посполитой? — продолжает рассказ начинающий ученый. — Очевидная версия, что монета могла оказаться на белорусских землях в результате торговли между Российской империей и Речью Посполитой, отпала почти сразу. Денга стоила всего лишь полкопейки, и за нее ничего существенного нельзя было купить. Так что сейчас для меня этот вопрос пока остается без ответа. В целом мне было очень интересно работать над исследованием монеты, а самым сложным было решить, с чего начать поиск. Но вместе с Александром Григорьевичем мы смогли наметить алгоритм действий, и процесс пошел. Вот так и работает наш клуб «Поиск».