«Человек должен любить свою работу». Будни комбайнеров глазами журналиста-горожанки
Утро пятницы. Мой трудовой день начинается не совсем обычно. Забежав в редакцию, быстро беру фотоаппарат и направляюсь к машине. Впереди меня ждет интересное путешествие в д. Курганы. Там, в поле, уже вовсю трудятся комбайнеры ОАО «Крутогорье-Петковичи» Сергей Максимец и Василий Зур – лидеры нынешней уборочной кампании. И мне, городской жительнице, скоро предстоит увидеть изнутри, какая нелегкая, но очень важная работа у тружеников села.
Путь предстоял неблизкий: д. Курганы находится в составе Добриневского сельсовета и располагается в 22 км от Дзержинска. Однако долгой дороге я была только рада, ведь появилась возможность насладиться красивыми видами за окном. Проходит минут 20, и вот мы подъезжаем к полю.
У комбайнеров, конечно же, рабочий процесс уже был в самом разгаре. Встают они рано – приблизительно в 5.30. Ведь нужно успеть приехать в поле и подготовить технику – заправить комбайн, проверить косилки и жатки, что-то подмазать, подтянуть, подкрутить. Как раз к этому времени спадает роса. А значит, можно приступать к жатве.
Комбайн не должен стоять без дела. Это главное правило, о котором мне сообщают сразу же. И поэтому, пока Василий Зур отправляется в одиночку бороздить «моря» из колосьев, я решаю побеседовать с его напарником.
Для Сергея Максимца это уже 25-й уборочный сезон.
– Никогда особо не задумывался, почему решил связать свою жизнь с сельским хозяйством, – говорит мужчина. – Но мне всегда нравилась техника. Я получил специальность тракториста-машиниста. И так оказался в этой сфере.
«Человек должен любить свою работу»
Качественно убрать урожай – такую задачу ставят перед собой сельские труженики во время уборочной страды. И потому каждая минута у них является драгоценной. Ненадолго остановить комбайн могут только дождь или небольшая поломка, которую на месте оперативно устраняют. В случае непогоды комбайнеры домой не уезжают, а продолжают оставаться в поле и проверяют технику. Если повезет, работа возобновляется через несколько часов.
– А когда пора во всех смыслах жаркая? – интересуюсь я. – Ведь это влияет на ваше самочувствие.
– Спасают головные уборы, вода, которую выдают, и кондиционер в кабине комбайна, – отвечает Сергей.
Недалеко от комбайна всегда находится грузовая машина для отвоза зерна. На поле работают два таких автомобиля. И пока одна машина отвозит обмолоченное зерно на зерносушильный комплекс, другая тут же пристраивается к комбайну. На зерносушилке специалисты измеряют влажность зерна. О результатах сообщают комбайнерам. Если влажность хорошая, работа продолжается. Если нет – приходится останавливаться и ждать пару часов, пока зерно подсохнет.
– А как обстоят дела с обеденным перерывом?
– Какой обед? – шутит Сергей. – Горячая пора идет!
И тем не менее время подкрепиться у тружеников есть – с 12 до 13 часов. Обедают Сергей и Василий по очереди. Ведь главное правило никто не отменял: чтобы у людей на столе лежал хлеб, комбайн должен работать.
Жатва обычно продолжается до 10–11 вечера. Бывают ситуации, когда технику останавливают в час ночи. И так ежедневно без выходных. В отпуск комбайнеры уходят зимой, но не особенно переживают из-за этого.
– Человек должен любить свою работу, – уверен Сергей Максимец.
Один в поле не воин
Быть лидерами жатвы Сергею Максимцу и Василию Зуру помогает слаженная работа в команде. Вместе они работают уже второй уборочный сезон. Общий язык нашли сразу же, ведь каждый хорошо знает свое дело. Да и одному гораздо сложнее добиться больших результатов.
«Комбайн должен чувствовать заботу. Это же наш самый главный помощник. Когда ему хорошо, мы получаем отдачу в виде большого количества зерна»
В числе передовиков нынешней уборочной кампании и водитель Вадим Огородников, который трудится в сельском хозяйстве уже четыре года. Работает молодой человек также с раннего утра и до позднего вечера. И заглушает мотор только тогда, когда останавливается комбайн.
Пока я беседую с Вадимом, замечаю, как Сергей Максимец ищет что-то в сжатой полосе соломы. Конечно же, мне становится интересно, что же он делает.
– Смотрит, есть ли потери, – объясняет водитель.
Если на земле остались необмолоченные колосья или более четырех-пяти зернышек, нужно сообщить второму механизатору, чтобы тот остановил комбайн и отрегулировал настройки при обмолоте.
Кроме комбайнеров и водителя, на поле всегда дежурит сотрудник Дзержинского РОЧС – на случай непредвиденных опасных ситуаций. Без пожарных жатва не начинается.
Но не только люди следят за уборкой урожая. С видом важного начальства по полю прохаживаются… аисты.
– Это наши главные агрономы, – шутит Сергей. – Контролируют весь рабочий процесс. И, кстати, нисколько нам не мешают.
Гость района
Я наконец отпускаю Сергея и начинаю беседу с его напарником. Василий Зур с нетерпением поглядывает на комбайн. Но как только «корабль полей» возобновляет свою работу, он облегченно вздыхает
– Самое главное при уборке урожая – не терять времени, – объясняет Василий. – Пять минут простоя – значит потеря почти пяти тонн зерна.
Средним результатом аграриев за день является около 200–250 тонн намолоченного зерна
Василий Зур приехал в Дзержинский район из Гомельской области. Его основное место работы – ОАО «Гомсельмаш». Во время уборочной кампании руководство дзержинского предприятия предоставляет ему жилье, где есть все условия для комфортного пребывания.
Рассекая «волны» колосьев
Мы еще какое-то время беседуем с Василием, пока он не обращается ко мне с интересным предложением.
– А хотите посмотреть на комбайн изнутри и прокатиться по полю?
Конечно! Ведь я только этого и ждала. Однако на всякий случай уточняю, удобно ли это.
И вот я стою перед огромным «лайнером» с красивым названием «МакЗур». Зерноуборочный комбайн GS2124 практически совсем новый, его получили в 2021 году. Подвергая сомнению известное выражение «Женщина на корабле – к беде», я лихо взбираюсь по лестнице на «палубу». Находящийся за штурвалом Сергей открывает мне дверцу, и я вхожу в кабину.
Осматриваюсь. В кабине два посадочных места. Вижу руль и огромное количество кнопок. Всем здесь управляет автоматика. Один монитор показывает работу комбайна: скорость, пройденный километраж, загрузку двигателя. На втором можно увидеть, что происходит на поле сзади.
Звуковой сигнал сообщает, что комбайн завелся. Мы начинаем «плыть» по зерновому морю, оставляя после себя солому. В руках у Сергея джойстик, который помогает ему в управлении. Я с восторгом наблюдаю, как жатка поднимается на нужную высоту и захватывает зерно.
– Обороты колосового шнека ниже нормы, – неожиданно раздается голос внутри кабины.
Это «говорит» комбайн, который помогает Сергею делать его важную работу. И в тот момент мне становится понятно, почему к этой машине относятся как к близкому человеку – с любовью и уважением
За моей спиной находится маленькое окно. За стеклом – бункер. В нем собирается обмолоченное зерно. Когда бункер полностью заполняется, вновь раздается звуковой сигнал. Тут же к комбайну пристраивается грузовой автомобиль, и зерно по трубе пересыпается в машину.
Находиться в кабине «корабля» можно целую вечность! Где-то там осталась духота. А здесь свежо и прохладно. По радио играет музыка. Есть холодильник и даже микроволновка. Комбайн ездит туда-сюда. И сложно отвести взгляд от того, как жатка захватывает непослушные колосья. В какой-то момент начинаешь чувствовать свою причастность к чему-то очень важному и родному.
Вместо эпилога
И вот я снова направляюсь к редакционному автомобилю, который должен отвезти меня в город. Вновь пересекая поле, я представляю, как вскоре из своих впечатлений смогу соткать текст. И сразу же вспоминаются слова Сергея: «Человек должен любить свою работу».
Вечер пятницы. Позади остался трудовой день. Во время ужина я беру кусочек хлеба. Тут же проносятся воспоминания: огромное поле, важные аисты, красный «корабль» и его капитаны, чей каждодневный труд является бесценным. В этот момент хлеб на моем столе кажется мне самым вкусным в мире, и я отрезаю еще один ломтик.