Койдановские евреи. Ч. 15. В режиме самоуправления
В холодные декабрьские дни 1586 года во время военного похода простудился и скоропостижно скончался польский король и великий князь литовский Стефан Баторий. Магнаты и паны периодически съезжались на сеймы в Варшаву, но почти год не могли определиться с кандидатурой на престол. И тогда, как гласит предание, Николай Христофор Радзивилл (Перун), сын тогда уже покойного Николая Радзивилла Рыжего и наследник Койданово, предложил неожиданный вариант на пост короля — еврея Шауля Валя.
Большую популярность этот сефард из итальянского города Падуя приобрел благодаря своим необычным способностям. Переехав в Брест-Литовск, он быстро разбогател и стал откупщиком. Доподлинно известно‚ что король Стефан Баторий выдал ему привилегию на добычу соли и ее продажу по всей Литве. Шауль Валь спонсировал брестскую общину и был их поверенным в переговорах с королем и духовенством. Вероятно, Николай Христофор Радзивилл (Перун) предложил эту кандидатуру в качестве шутки, но время было позднее и возражений от уставших сенаторов не поступило. Они разошлись отдыхать по домам, а вездесущий Шауль Валь, узнав о случившемся, быстро сочинил дополнительные льготы и привилегии для литовских евреев. А наутро свои предложения представил для рассмотрения Сейму. Когда все признали их общественную значимость, составитель проекта официально отказался от престола.
После такого розыгрыша сенаторы серьезно отнеслись к своим обязанностям, и к концу дня избрали настоящего короля. Им стал шведский принц Сигизмунд из правящей династии Ваза
Решающим аргументом стал тот факт, что его матерью была Анна Ягеллонка, дочь Сигизмунда I Старого. Швеция в то время была протестантской страной, но в польской среде будущий король получил воспитание в духе жесткого католицизма. Коронованный под именем Сигизмунда III Ваза, он окружил себя иезуитами, которые были непримиримы к иноверцам. Поэтому, в отличие от своих предшественников, новый король резко изменил политику по отношению к евреям. Последнее, что он для них сделал, — подтвердил все привилегии, за ночь составленные Шаулем Валем. Впоследствии Сигизмунд III Ваза наделал много непростительных ошибок, которые едва не привели к гибели всего государства.
Однако для литваков и местечковцев потеря высокого покровительства уже не играла существенной роли. К тому времени у них сложилась стройная система самоуправления, которая позволяла автономно существовать еврейскому сообществу
Она основывалась на единстве религиозных и юридических норм, выработанных на принципах иудейской философии, и добровольном принятии этого соглашения всеми общинниками. Создав одними из первых в истории человечества собственное государство, евреи хорошо понимали его значение в укреплении единства и сплоченности, поэтому свое самоуправление строили так, чтобы избежать внутренних конфликтов, распрей и ссор. И со своей задачей они справились превосходно. А в еврейских семьях еще долго рассказывали детям легенду про еврейского короля на одну ночь, когда же приходилось туго, приговаривали: «Счастье так же недолговечно‚ как и царствование Шауля Валя».
В 1551 г. белорусско-литовские евреи добились права официального избрания раввинов. Это были наиболее почитаемые люди среди соотечественников, нередко бравшие на себя административные функции. Поэтому их роль в формировании самоуправления в общинах, особенно на первом этапе, была определяющей. Иудаизм, пожалуй, единственная религия в мире, не имеющая института священников. Чаще всего раввинам приписывается именно эта обязанность, но по религиозным канонам им не дано права вершить дела от имени Бога. Поэтому в действительности их предназначение в общине было намного шире.
Раввин для иудея — это и учитель, и господин, и наставник. Такое признание мог получить только человек грамотный, имеющий большой жизненный опыт, превосходные знания Торы и ум, человек, способный рассмотреть любую жизненную ситуацию с точки зрения еврейского закона
Вот почему раввины пользовались непререкаемым авторитетом. Обычно посвящение на эту должность происходило в праздничной обстановке среди самых состоятельных и уважаемых людей общины. Все мужчины становились в круг, держась за руки. Затем свои ладони они возлагали на голову кандидата в раввины, после чего произносили одно слово — «рукоположен».
С этого мгновения считалось, что раввин получил все знания общины и может стать достойным духовным лидером. Количество раввинов на общину было не ограничено.
Следует отметить, что и сам король был заинтересован в создании стройной и сильной системы самоуправления у евреев, как в Польше, так и в Великом Княжестве Литовском. Власти способствовали укреплению органов еврейской администрации, поэтому, для усиления надзора над общинниками, пошли на создание самостоятельного управляющего органа — совета, состоявшего из раввинов, судей и наиболее уважаемых членов общины.
Этот совет на идиш именовался кагалом и имел полную власть над общиной, включая право отлучать от нее того, кто не выполнял его решений
В состав кагала, в зависимости от размеров общины, входили от 10 до 40 членов. Как правило, его возглавляли четыре выборных администратора, которые, сменяя друг друга каждый месяц, занимали должность парнаса — руководителя делами общины, имевшего всю полноту власти. Он следил за деятельностью служащих всего общинного аппарата, вместе с председателем суда вел суд, руководил всей общиной и являлся ее официальным представителем. Под контролем кагала находились больницы, похоронные братства, касса с деньгами для помощи бедным (цедака), все учебные учреждения, сбор специального еврейского налога в пользу короля, сбор общинного налога, а также чрезвычайные сборы денег. В случае надобности королевские чиновники помогали провести решения кагала в жизнь.
Еще одной важной структурой, традиционно консолидировавшей еврейскую общину, был суд (на иврите — бейт дин)
Он находился в ведении трех судей. Судья (на иврите — шофет или даян) действовал в соответствии с законами Торы. Считалось, что они не были сформулированы людьми. Их получил Моисей во время дарования Торы на горе Синай. По приказу Всевышнего он создал первые еврейские суды — Высший суд (Синедрион) и суды более низкого ранга. Моисей обучил судей законам судопроизводства, полученным им непосредственно от Бога. Впоследствии эти законы передавались из поколения в поколение как в письменной, так и в устной форме (через Письменную и Устную Тору). Поэтому судья бейт дина должен был быть мудрецом, в совершенстве знающим еврейский закон. Важнейшее требование, предъявляемое к судье, — справедливость и непредвзятость. В случае судебного спора между евреем и неевреем кагал посылал одного из судей в королевский суд.
В общине существовала еще одна весьма важная выборная должность — ходатая, который обязан был сопровождать «каждого нуждающегося в помощи к судье, или писарю, или к чиновнику, к откупщику налогов, к горожанам, куда надо». Община, таким образом, имела своего рода адвоката, защищавшего интересы ее членов перед властями и местными жителями.
Высшим органом еврейского самоуправления являлись ваады — съезды раввинов и кагальных представителей
Ваад коронных, или польских, евреев существовал с 1580 г. Литовский ваад — съезд представителей еврейских общин ВКЛ и высший орган еврейской автономии был впервые созван в 1623 году в Брест-Литовске. Его маршалком (председателем) был единодушно избран брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля Валя. Представители окружных общин собирались на регулярные съезды, получившие название окружных ваа́дов. Как правило, они устраивали свои встречи в том месте, где проводились ярмарки. В этой связи Койданово, имевшее четыре годовые ярмарки, со временем приобрело статус важного центра, принимавшего глав окружных общин и раввинов для обсуждения всех возникавших вопросов, входящих в их компетенцию.
(Продолжение следует)
Виктор УРАНОВ