Скирмантово: история возрождения деревни у горы Дзержинской перед «Дажынкамі-2025»

Скирмантово – место с удивительной судьбой. Полностью разрушенное в годы войны, оно смогло возродиться из пепла и начать новую главу своей истории. В 2011-м деревня получила статус агрогородка. Сегодня Скирмантово не только хранит память о погибших – здесь установлены знаковые монументы и мемориалы, – но и привлекает путешественников. Рядом находится высшая точка Беларуси – гора Дзержинская. А уже 12 сентября агрогородок станет центром притяжения всего района: будет принимать главный хлеборобный фестиваль «Дажынкі». Накануне торжества отправились туда на экскурсию.
О том, что место готовится к чему-то торжественному и грандиозному, понятно сразу. Уже на въезде в агрогородок (со стороны горы Дзержинской) кипит работа: здесь асфальтируют участок дороги Н8243. Едем дальше.

По обе стороны ул. Минской растянулись в ряд типовые многоквартирники-двухэтажки. Дома хоть и старые, но праздник будут встречать в новом обличье. Часть жилфонда уже успели облицевать и покрасить. Тут и там меняют пешеходные дорожки, укладывают тротуарную плитку, обновляют ограждения… Одним словом, все усилия направлены на то, чтобы создать для сельчан комфортную среду и праздничную атмосферу.






На остановке небольшой группкой собрались местные в ожидании автобуса. Отсюда он, кстати, направляется прямиком в Минск. Многие скирмантовцы, пользуясь близостью к мегаполису, ездят туда на работу.




Рядом с остановочным пунктом величественно возвышается стела.С одной стороны памятника – фамилии погибших партизан, с другой – заживо сгоревших в деревенском сарае в июле 1943 года.

– До войны Скирмантово было очень красивой деревенькой. Тонула в зелени, раскидистые клены и липы обступали школу. Две части деревни, которые между собой местные называли «поселком» и «деревней», разделялись небольшой речушкой, где летом любили плескаться дети, – рассказывает библиотекарь Скирмантовской сельской библиотеки Нелла Янковская. – Когда началась война, по дорогам потекла людская река. Это отступали красноармейцы, чтоб не попасть в окружение. Во дворе каждого дома в больших котлах варилась еда – для уставших солдат. Под нож пошли свиньи, коровы, лучших коней забрали в обоз. Под каждым кустом, в поймах рек лежало много разного оружия. Ее подбирали местные и прятали.



В здешних лесах действовал партизанский отряд, куда бежали люди, вырвавшиеся из Минского гетто. Село Скирмантово как раз лежало на пути к партизанам: местные жители давали беглецам приют, чтобы они могли восстановить силы и двигаться дальше. Как-то карательный отряд, патрулировавший эти места, встретил в лесу людей из гетто: у них была чистая одежда, свежий хлеб.
– Откуда все это?
– Из Скирмантово.


Мотоциклетная колонна развернулась и направилась в деревню. Всем жителям приказали взять с собой детей, документы и согнали в два сарая. А дальше все тот же горький хатынский сценарий: сараи подожгли, тех, кто пытался выбить двери, расстреливали… Говорят, вопль стоял такой, что его слышали даже в деревне Путчино – в десяти километрах от этих мест.
По разным данным, в Скирмантово погибли от 144 до 162 человек – от трехмесячного младенца до глубоких стариков.
Спаслись лишь несколько детей: кто-то в это время пас коров, кто-то водил в ночное лошадей. Через день партизаны похоронили погибших в наспех вырытых братских могилах…


Никто из бывших жителей и их родственников уже не вернулся в деревню. Скирмантово заселялось заново. Она избежала участи сотен других исчезнувших сел лишь благодаря тому, что в конце 1940-х здесь было организовано подсобное хозяйство минского хлебозавода «Автомат». Предприятие привлекло новых жителей тем, что платило за работу продуктами – мешком сухарей или кульком соли, что в голодные послевоенные годы было веским доводом для переезда.
Точное происхождение названия агрогородка неизвестно, но существует несколько версий. Если рассматривать его с точки зрения лингвистики, то слово «Скирмунт» не имеет явных славянских корней. В современных литовских словарях есть слова с корнем «skyr-» (означает «разделять», «часть»), что позволяет предположить балтское происхождение названия. Если эта версия верна, то первые жители этих мест могли быть балтами, а сама деревня является очень древней.








Современный агрогородок – это дом для более чем 600 человек. Жизнь здесь кипит: у жителей есть все необходимое – от средней школы и детского сада до ФАПа, Дома культуры и библиотеки. Не обделены они и бытовым комфортом: к их услугам отделение связи, магазины и даже собственный салон красоты!
Известный выходец из агрогородка Скирмантово — Виталий Антонович Толкачев, советский и белорусский физик. Был замдиректора научно-технического центра Гознака, заместителем академика-секретаря в НАН Беларуси, главред «Журнала прикладной спектроскопии» (2012–2018).
Единодушное одобрение вызывают у сельчан последние преобразования.
– К началу учебного года в нашем учреждении проведены значительные работы, – отмечает директор Скирмантовской средней школы Жанна Золотарь. – Прежде всего, полностью обновлен фасад здания с оригинальными декоративными элементами. Решена давняя проблема с дорожным покрытием: по периметру школы уложена новая тротуарная плитка, идет асфальтирование дороги и подъездных путей, обустраивают пешеходные дорожки с двух сторон для безопасного перемещения детей. В здании заменены 11 оконных блоков и 2 входные двери. Силами учреждения, со спонсорской помощью выполнен косметический ремонт во всех учебных кабинетах: обновлены стены, напольные покрытия, частично заменена посуда и кухонное оборудование. Благоустроена прилегающая территория: разбиты новые клумбы, приведен в порядок учебно-опытный участок. А по периметру детского сада установлено новое ограждение.


Все это свидетельствует о том, что история агрогородка – как история белорусской земли в миниатюре: трагическая, героическая, жизнеутверждающая. От боли и пепла – к мирной жизни и созиданию. Сегодня улицы Скирмантово, готовящиеся к празднику, шум детворы во дворах и мирный труд жителей – лучший памятник тем, кто погиб здесь за право на эту самую жизнь.
Рекомендуем
