«Багратион» на Дзержинщине. Кто и как освобождал район от фашистов 80 лет назад
Знаковым событием отмечен нынешний год в жизни нашей страны. Ровно 80 лет прошло с тех пор, как белорусский народ обрел долгожданную свободу и независимость, сбросив с себя ненавистное ярмо гитлеровского гнета. Кто и как освобождал Дзержинщину от немецко-фашистских захватчиков – в нашем материале.
Освобождение Беларуси от оккупантов стало возможным благодаря героизму и отваге советских воинов, победоносно завершивших стратегическую наступательную операцию «Багратион». Но не менее весомый вклад в общую победу внесли и тысячи патриотов-белорусов, не склонивших головы перед врагом, смело вступивших с ним в смертельную схватку на оккупированной территории. С первых дней войны в городах и сельской местности стали создаваться подпольные группы, а в лесах – партизанские отряды. Антифашистское движение на территории Беларуси приняло невиданный размах. Три долгих года продолжалась эта борьба, и белорусский народ выстоял, выдержал все испытания, создав для своей страны образ республики-партизанки.
На завершающем этапе войны на территории Дзержинского района наиболее внушительной силой, противостоявшей врагу, была 200-я партизанская бригада имени К. К. Рокоссовского, которой командовал Николай Юльянович Баранов
К тому времени под его руководством действовали четыре отряда: имени 25-летия Октября, имени В. П. Чкалова, имени Д. А. Фурманова и имени Ф. Э. Дзержинского. В эти жаркие дни конца июня 1944 года главной задачей партизан стала защита жителей района от оступавших в панике и полностью деморализованных фашистских орд. Гитлеровцы метались по лесам как загнанные звери в поисках выхода к Налибокской пуще и дальше, на запад. По пути же продолжали грабить и убивать сельских жителей. Поэтому командование бригады заблаговременно распределило между отрядами населенные пункты, чтобы обеспечить их охрану. А вдали уже были слышны глухие раскаты залпов тысяч орудий, возвещавших оккупантам о неминуемой расплате. Второй, не менее важной задачей партизан была подготовка к встрече советских танковых колонн: требовалось вывести их ближайшими путями на оперативный простор.
На рассвете 30 июня 1944 года на окраине Дзержинска со стороны Станьково остановились двое всадников. Это были разведчики бригады имени Рокоссовского. Укрывшись во дворе двухэтажного деревянного дома, стоявшего в начале улицы 1-й Ленинской, партизаны, среди которых был 18-летний Леонид Ермолович, внимательно изучили карту-схему расположения военных объектов в городе. Ее подготовили дзержинские подпольщики на случай, если бы пришлось брать штурмом этот наиболее укрепленный военный гарнизон.
Быстро оценив обстановку, всадники продолжили путь. Пустив галопом лошадей, они по 1-й Ленинской улице поскакали вглубь города. Как позже вспоминал Леонид Ермолович, наибольшую опасность представляли ортскомендатура и полевая жандармерия, где круглосуточно несла службу вооруженная охрана. Однако опасения были напрасными. Широко распахнутые ворота, открытые двери помещений свидетельствовали о том, что оккупационные власти спешно покинули обжитые владения. Проехав мост через Нетечу, разведчики направились к центру города. Но и там все было спокойно. Тогда партизаны повернули на улицу Карла Маркса и направились обратно в лес, чтобы доложить командованию о результатах разведки.
В полдень радостные жители Дзержинска встречали народных мстителей, вышедших из Станьковского леса
Вот как описывает этот волнующий момент в своих воспоминаниях командир бригады имени К. К. Рокоссовского Николай Баранов: «Наша партизанская бригада имени Рокоссовского еще до прихода частей Красной армии заняла Дзержинск. Когда большая колонна партизан появилась на улице 1-й Ленинской, люди сначала не поверили своим глазам. Тогда еще под Минском шли большие бои с окруженными немецкими частями. Но колонна шла к центру, и по мере продвижения положение в городе менялось. Вначале робкие, несмелые шаги людей, а потом… Сколько радости, торжества, цветов!.. И, ясное дело, слез. Кто пережил это, никогда не забудет».
Жители города вынесли стол, украсили его букетами цветов. Напротив лесозавода состоялся кратковременный митинг. Долго партизаны задерживаться не могли, поэтому, пообещав скоро вернуться, поспешили занять свои прежние боевые позиции. Под усиленную охрану были взяты железнодорожные станции Фаниполь, Койданово и Негорелое.
1–2 июля в результате упорных боев советские войска взяли в плотное кольцо группу армий «Центр». В Минский «котел» угодило более 105 тысяч гитлеровцев. После освобождения столицы наш район превратился в прифронтовую зону, куда устремились сотни вражеских солдат, которым удалось избежать окружения. Голодные и озлобленные неудачами, они представляли серьезную угрозу для местного населения.
Партизаны действовали в тесном контакте со вторым эшелоном регулярных войск Красной армии. Им было поручено выявлять и обезвреживать скрывавшиеся в лесах фашистские банды
В Дзержинском районе завязались ожесточенные бои. Вот только несколько эпизодов из хроники тех событий. 4 июля отряд имени 25-летия Октября перегородил путь группе эсэсовцев южнее Литавца. Окруженные партизанами, они пытались сопротивляться. Однако, осознав безысходность своего положения, около двухсот фашистов подняли руки вверх и сдались в плен. Также партизанам стало известно, что в сторону Столбцов движется большой отряд гитлеровцев. Засаду на их пути устроили отряды имени Чкалова, Фурманова и Дзержинского, занявшие оборону восточнее Дзержинска. Сражение началось в районе Невеличей и Кукшевичей. С переменным успехом оно длилось несколько часов, но вовремя подоспели наступавшие части советских войск. Свыше ста вражеских солдат и офицеров было уничтожено и около 500 взято в плен.
В ходе наступательных операций 4–6 июля части Красной армии освободили деревни Боровое, Вишневку, Добринево, Даниловичи, Демидовичи, Каменку, Ледники, Логовище, Мельковичи, Полоневичи, Путчино, Рудицу, Скворцы, Чурилы.
5 июля партизанский отряд имени В. П. Чкалова (командир – Сергей Никитич Сундуков, комиссар – Сергей Петрович Питкевич) вошел в Дзержинск
Партизаны взяли под охрану все важнейшие объекты: электростанцию, лесопильный завод, артель «Красный штамповщик», машинно-тракторную станцию, общественные здания, склады с солью и зерном. Вся нацистская символика была сорвана со зданий и уничтожена. В городе вновь установилась советская власть. На следующий день заработали все госучреждения райцентра. Костяк руководящих кадров в районе составили бывшие бойцы бригады имени К. К. Рокоссовского. Председателем райисполкома стал комбриг Николай Юльянович Баранов, первым секретарем райкома – комиссар Петр Григорьевич Мартысюк. Вчерашние партизаны активно включились в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, строительство новой жизни.
Следует отметить, что в освободительных боях на территории Дзержинского района участвовало несколько пехотных дивизий регулярных войск Красной армии.
Ближе всех к райцентру прошла 290-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Исаак Гаспарович Гаспарян
Эта информация официально получена из архива Вооруженных Сил СССР в Подольске. Она же подтверждается записью в журнале боевых действий 290-й стрелковой дивизии: «7 июля 1944 года. В 6.00 дивизия выступила по маршруту Самохваловичи – Гричино – Дзержинск – Макавчицы. По пути встретили сопротивление группы пехоты противника численностью до полка, пытавшейся пробиться из района окружения юго-восточнее Минска. Группа была рассеяна и частью уничтожена. Части дивизии продолжили марш и к 22.00 сосредоточились в районе леса, 1 км северо-западнее Макавчиц».
Таким образом, стрелковая дивизия, безусловно, сделала многое, чтобы очистить наш район от гитлеровцев, но в сам Дзержинск она не заходила. Тем не менее ей выпала честь быть увековеченной благодарными дзержинцами на стеле, что установлена на центральной площади города 3 июля 1976 года.
Однако таких же почестей заслуживают и партизаны 200-й бригады имени К. К. Рокоссовского, которые внесли не менее значимый вклад в разгром нацистов на нашей земле.
Виктор УРАНОВ