Меню
ОАО "АСБ Беларусбанк"

И сердце, и пламенный мотор. Иван Пучило о судьбе байкера

Иван Пучило с самого детства чувствовал тягу к мотоциклам. Обычное, на первый взгляд, мужское хобби незаметно переросло во что-то большее и навсегда связало его жизнь с техникой. О ярких былых победах и не менее увлекательных перспективах развития мотоспорта и байкерского движения в рамках отдельно взятого Дзержинского района рассказал известный в регионе любитель «железных коней», мастер спорта, ветеран Федерации мотоспорта Беларуси Иван Пучило.

– Иван Иванович, с чего началось ваше увлечение мотоциклами?

– Жил я в Минске с родителями, но на каникулы приезжал к бабушке в деревню. Мой дядя работал водителем директора совхоза. Он ездил и на «Волге», и на грузовом «ГАЗе», и на уазике. Благодаря ему, я уже в двенадцать лет овладел техникой вождения всех этих автомобилей. Был в деревне и мотоцикл «Минск» М106, у двоюродного брата. Несколько раз я прокатился на нем и просто загорелся научиться ездить самостоятельно. Я даже не имел понятия, как им управлять, но был очень целеустремленным. Тогда, в 1979 году, взял с собой в Минск книгу-руководство от этого мотоцикла, где были прописаны все технические характеристики, основы вождения и т. п., и за зиму выучил ее наизусть.

– А как перешли от теории к практике?

– На весенних каникулах, опять же находясь в деревне, решил завести стоявший на улице мотоцикл по тем правилам, которые были описаны в изученной мной книге. Завел и… поехал. В тот момент даже не думал о том, что меня будут ругать. Родственники, услышав мотоцикл и увидев меня на нем, стали кричать, чтобы я остановился. От неожиданности или с перепугу я растерялся и даже забыл куда нажимать. Меня на ходу остановили. А потом, конечно, отчитали. Но когда брат уезжал в Минск на работу, я брал его мотоцикл и катался, пока бабуля отдыхала.

Позже выяснилось, что для бабушки это и не было никакой тайной. И она разрешала мне тайком от других взрослых брать транспорт. Вот тогда у меня возникла своего рода гордость, что мне не нужно больше скрываться. Именно с того момента я и «запал» на мотоциклы

– Но одно дело кататься по деревне и совсем другое – настоящий мотоспорт. Как вы попали в эту сферу?

– В Минске, недалеко от моего дома, находился единственный в Беларуси рынок по продаже автомобилей и мотоциклов. И за этим рынком располагалась областная техническая школа по мотокроссу. Я приезжал туда после школы, чтобы посмотреть, как занимаются ребята. Как-то ко мне подошел мужчина и предложил помогать парням обслуживать и ремонтировать технику. Этим мужчиной оказался тренер по мотокроссу Минской ОТШ. Там я подучился ездить, а вскоре стали выезжать на тренировки в Боровую. В ходе очередной такой поездки мне предложили продемонстрировать навыки вождения. В тот момент мне стало очень страшно, ведь сравнить деревенский мотоцикл с мотогоночным невозможно. Но все же я решился: тронулся и поехал. Тренер сказал, что с этого момента мотоцикл мой. Я его чинил, обслуживал и ездил на тренировки. Мы участвовали в республиканских соревнованиях, в чемпионатах Союза.

– Мотоспорт – достаточно травмоопасный вид. Случались ли у вас такого рода происшествия?

– Как-то было одно серьезное падение на соревнованиях в Ошмянах. Я шел вторым и мог обогнать, но первый заходил во внутренний радиус на поворот и меня закрывал. Никак не получалось обойти его. И вот я поймал единственный момент… Он пошел по внутреннему радиусу и был единственный выход – ехать по наружному на большой скорости. Я поднажал, но когда переходил на наружный радиус, заднее колесо попало в глубокую колею (сантиметров 30–40). И меня сбросило с мотоцикла. Все кости были целы, но при падении лицом вниз козырек шлема отломался и острая часть въелась в переносицу, оставив шрам, который виден до сих пор. В принципе, за 8 лет занятий мотокроссом это была единственная серьезная травма, которую я получил. Конечно, были незначительные ссадины и шрамы – без этого никуда.

В тот момент не было защитной экипировки. Мы покупали защиту для хоккеистов, брали майку большего размера «джерси», надевали хоккейные щитки, а на них эту майку. А с брюками… Мы складывали вдвое поролон, отдавали в мастерскую, и там его прострачивали. Вот такая была у нас тогда защита.

 – Но мотоциклами ваша тяга к технике не ограничилась – с ней у Вас связана вся жизнь. Расскажите, как так случилось.

– Сразу после школы я окончил автомеханический техникум, потом проходил практику на Минском автозаводе, а дальше работал на Минском мотовелозаводе. Там я впервые увидел импортные мотоциклы, которые прибыли для испытания в наших климатических условиях. Потом занялся покупкой и продажей мотоциклов в Европе и Америке. Через мои руки прошло много разных марок и моделей. Кстати, в 2009 году у меня уже был спортбайк – их всего в районе было 4 штуки.

Хотелось создать сообщество мотоциклистов, но не для того, чтобы просто гонять без толку, а чтобы приносить обществу какую-то пользу

Как-то занимался и покраской автомобилей, но это скорее хобби. Поработал автослесарем по обслуживанию седельных тягачей VOLVO на «Весте», где открылась белорусско-шведская станция. А после меня повысили до главного специалиста. Потом был Дзержинский мотороремонтный завод, где я работал мастером участка. Сейчас тружусь специалистом в технической компании на инженерной должности. Компания занимается поставкой запасных частей для легковых автомобилей. То есть я всегда рядом с техникой.

А для души, наверное, с 2009–2010 года связан исключительно с мототехникой. Ну и сообщество мотоциклистов Дзержинского района существует уже лет 6.

– Как семья относится к вашему увлечению? Разделяет кто-нибудь из домочадцев любовь к мотоциклам?

– Супруга не испытывает страсти ни к автомобилям, ни к мотоциклам. Хотя в 90-е, конечно, каталась немного. Она работает врачом-эпидемиологом, а это отнимает много времени и сил, особенно в последние годы. Поэтому ей как-то совсем не до мотоциклов.

У старшего сына Алексея тоже нет интереса к технике. Может произвести ремонтные работы по моей просьбе, но не горит этим. А вот средний сын – Сашка – весь в отца. Он знает о мотоциклах практически все то, что знаю я. Что не знает – всегда спросит совета или помощи. Сейчас уделяет мотоциклам меньше времени – у него подрастает сын, который требует постоянного внимания. Младшая дочь ездит на скутере и немного освоила мотоцикл.

– Вы родились и выросли в Минске. Что подтолкнуло к переезду в Дзержинск?

– У меня мама болела и рано умерла, в 1988 году. А в 1989-м я женился. Все детство проводил у бабушки в деревне, поэтому мне как-то больше нравился частный дом, чем квартира. После свадьбы мы все-таки надумали купить дом и приобрели его именно в Дзержинске. К тому же супруга родом из Путчино Дзержинского района.

– Какие идеи планируете реализовать в ближайшее время?

– Сейчас стоит вопрос о создании мотокружка, где смогут заниматься все желающие. Сначала будут вводные занятия, потом теория о видах мотоциклов, марках и их характеристиках, техническом устройстве. А после уже начнется практика вождения. В данный момент имеется два мотоцикла, и на них я планирую обучать вождению с нуля.

В дальнейших перспективах – оборудование площадки для тренировок, но для этого нужен земельный участок. Ходатайства, подписи мы собрали, своими силами готовы оборудовать площадку, но вопрос с землей пока остается в стадии проработки

Важно появление такой площадки, чтобы человек в свободное от работы время или в выходной день приехал, покатался, отвел душу. В среде мотоциклистов даже есть такая болезнь – мототоксикоз, связанная с тем, что мы не можем ездить круглый год.

– В ваше мотосообщество может попасть любой желающий или нужно что-то еще, кроме желания?

– Да, абсолютно любой. И для этого совершенно ничего не нужно. Не обязательно даже наличие мотоцикла. Главное – чтобы человеку действительно это нравилось. У нас были даже ребята с района, не только дзержинские. Просто они не так активно учувствуют в мероприятиях. И даже девочки есть.

Сейчас в сообществе состоит 23 человека, которые всегда на связи в вайбере и активно поддерживают любые городские инициативы. Главная задача сообщества стоит в том, чтобы поддерживать порядок в городе: и самим не летать, и другим не позволять. Ну и, конечно, делать общее доброе дело на благо землякам. Ведь миссия байкеров – сеять добро.

Текст: Алина Шакаль, фото из личного архива героя

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59