Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 8
После заключения Рижского мирного договора для белорусов, наконец, наступил долгожданный период передышки. Решив все вопросы об установлении западной границы, Белорусская ССР смогла заняться своими внутренними проблемами. И главная из них – возвращение земель, которые отошли к России во время советско-польской войны.
Отторжение поляками в 1921 году западных территорий этнически белорусских земель общей площадью более 112 тыс. кв. км с населением свыше 4 млн человек (из них около 3 млн – белорусы) привело к тому, что в составе Белорусской ССР остались 6 неполных уездов Минской губернии, занимавших территорию лишь 52 тыс. кв. км. После переговоров с руководством ЦК РКП(Б) была создана специальная комиссия, результатом деятельности которой явилось издание Всероссийским ЦИК постановления «О передаче БССР районов с преобладающим белорусским населением».
В результате первого укрупнения в марте 1924 года к республике отошли 15 уездов, а ее площадь увеличилась более чем в два раза и достигла 110 тыс. кв. км. Окончательно ее границы с РСФСР были установлены в декабре 1926 года, после второго укрупнения, когда были дополнительно переданы Гомельский и Речицкий уезды, а общая площадь достигла 125 тыс. кв. км. Таким образом, если на западе вопрос о границе решался в военных конфликтах, спорах и при необоснованных претензиях со стороны Польши, то на восточном направлении этот процесс прошел по-деловому и в спокойной обстановке.
Благодаря такому акту доброй воли со стороны восточной соседки Белорусская ССР смогла наконец сформировать свою территорию, где проживало преимущественно белорусское население
В процессе исторического развития белорусская нация, смешиваясь с представителями других народов (в первую очередь со своими ближайшими соседями), оказалась неоднородной по своему составу. И в пределах образованных границ Белорусская ССР превратилась в многонациональную республику. Так, по переписи 1926 года, белорусов было 80,6%, евреев – 8,2%, русских – 7,7%, поляков – 2%, украинцев – 0,7%, а на остальные 0,8% приходились латыши, литовцы и представители некоторых других народов. Как видно, все они составляли только пятую часть населения БССР, тем не менее, наряду с решением экономических проблем, выстраивание отношений с многонациональным меньшинством для молодого белорусского государства приобрело не менее серьезную значимость.
Еще в период Гражданской войны большевики в России стремились заслужить симпатию малых народов, обещая создание или признание национально-территориальных областей и республик и предоставление их населению самых широких прав в вопросах самоуправления и национальной культуры. В последующие годы эта политика совершенствовалась и приобретала новые формы. Важнейшей задачей для СССР в этом направлении стало выполнение обязательств по оказанию помощи тем национальностям, которые в силу исторических условий находились на более низком уровне развития. Вместе с тем русскому народу беспочвенно навязывалась мысль, что до революции в России культивировался «великодержавный шовинизм», в результате великорусов признавали эксплуататорами и угнетателями малых народов.
Российская империя представлялась как «тюрьма народов», поэтому большевистское руководство взяло курс на так называемую коренизацию
Она началась после XII съезда РКП(б) и стала одним из главных направлений национальной политики в СССР. Согласно его решениям, ранее «угнетенные народы» получали всевозможные льготы и привилегии. В частности,речь шла о продвижении представителей национальных меньшинств на руководящие посты в партии и государстве; развитии национальной (этнической) культуры, образования, искусства и так далее.
С другой стороны, ряд шагов был направлен на снижение статуса русского народа, который из титульной нации превращался в один из народов, населявших территорию советского государства. Таким образом, русские не просто соблюдали принцип равенства наций, но и искусственно создавали для себя неравенство, которое должно было бы загладить их вину перед якобы угнетенными ранее малыми народами.
И эта кампания имела ряд положительных моментов: более 40 народов впервые обрели свой алфавит и письменность. Белорусы могли получать начальное образование на родном языке, что особенно было важно для сельской местности. Для поляков, финнов, евреев, цыган и других меньшинств в 1920-е годы были открыты национальные школы, театры, публиковались свои газеты.
Кроме того, в национально-государственном строительстве применялся этнотерриториальный принцип, который предполагал для каждой этнической группы создание в рамках СССР или одной из союзных республик своего государственного образования
Так начали образовываться автономные республики, области, округа и края. В тех местах, где численность этнических меньшинств была незначительной, создавались национальные районы, сельсоветы и даже коллективные хозяйства.
Белорусы, представлявшие до Октябрьской революции Северо-Западный край Российской империи, разделяли незавидную участь национальных меньшинств, поэтому, получив самостоятельность, постарались не допустить проявления «великорусского шовинизма» периода царизма. Вот почему уже на начальном этапе формирования собственной государственности, делая первые шаги по выработке основополагающих принципов национальной политики, в Белорусской ССР был использован опыт России по «коренизации» малых народов.
Однако применение общесоюзных шаблонов обострило другие проблемы в национальных отношениях белорусского общества. Белорусы жили в основном в сельской местности. В большинстве белорусских городов и местечек наметилось заметное преобладание евреев и русских, которые составляли до 40–60% от общего количества горожан. Это привело к специфической языковой ситуации в БССР, когда город стал русскоязычным, а деревня – белорусскоязычной.
Негативные последствия такого процесса дали о себе знать: в 1922 году из 13 членов Центрального бюро КП(б)Б белорусов было 5, евреев – 6, представителей других национальностей – 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 были белорусами, 34 – евреями, 9 человек представляли другие национальности.
Такой перекос заставил Центральный комитет КП(б)Б, ЦИК и СНК БССР внести коррективы в работу с населением, чтобы поднять престиж белорусского языка и начать формирование собственных национальных кадров
Над этой проблемой основательно поработали такие деятели белорусского возрождения, как Александр Червяков, Дмитрий Жилунович, Всеволод Игнатовский и другие, заложив основы политики белорусизации. Наряду с «коренизацией» она стала составной частью советской национальной политики.
По инициативе наркома просвещения Всеволода Игнатовского при Наркомпросе БССР в 1922 году был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). Центральное место в политике белорусизации занимало развитие белорусского языка и расширение сферы его использования. На территории БССР признавались равноправными белорусский, русский, польский языки и идиш. Основные республиканские документы печатались на четырех языках, а общесоюзные – на белорусском и русском, общественно-правовые документы – на белорусском и одном из трех равноправных языков. За каждым гражданином закреплялось право обращаться в любое учреждение на родном языке и на нем получить ответ.
Об успехе проводимой национальной политики свидетельствовало и то, что в 1922 г. примерно в четверти всех школ преподавание дисциплин велось на белорусском языке, в остальных школах белорусский язык был введен как обязательный для изучения. Начали открываться учреждения образования и для национальных меньшинств.
Политика белорусизации способствовала тому, чтобы белорусский язык стал официальным языком в работе партийных, советских и общественных организаций, а также частей Красной армии, находившихся на территории нашей страны
Одними из основных направлений политики белорусизации являлись повышение роли лиц коренной национальности, в первую очередь белорусов, в общественно-политической жизни республики; воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения на руководящие должности работников по их деловым качествам, знанию условий и особенностей Беларуси, совершенному владению белорусским и русским языками.
К концу 1920-х годов доля белорусов в руководящих органах республики увеличилась до 50 с лишним процентов, что уже начало приближаться к их удельному весу в общей численности населения БССР.
(Продолжение следует)
Виктор УРАНОВ