Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 4

К концу июля 1920 года под ударами войск Западного фронта вся территория Белоруссии была освобождена от польских интервентов. Красная армия подошла к условной «линии Керзона», которая была предложена Верховным советом Антанты в качестве разделительной полосы между Польшей и Советским государством.

Этот проект обустройства восточной границы был представлен в декабре 1919 года в ноте министра иностранных дел Великобритании лорда Джорджа Натаниеля Керзона. Пилсудскому и его правительству предлагалось забрать земли, на которых жили преимущественно поляки, и отказаться от претензий на территории с украинским и белорусским населением. Однако амбициозный маршал, которого преследовала навязчивая идея возрождения второй Речи Посполитой, не прислушался в свое время к этим рекомендациям, развязав агрессию против Советского государства.

Вот теперь перед такой проблемой выбора, переходить «линию Керзона» или нет, встало советское правительство в Москве, что должно было неизбежно повлечь за собой разрушение Версальской системы и развитие мирового революционного процесса. Под воздействием июльских успехов Красной армии в Белоруссии, излишне оптимистичных докладов командования Западного фронта во главе с Тухачевским и главнокомандующим Каменевым у отдельных лидеров молодого Советского государства сложилось впечатление, что Польша оказалась на грани полного поражения.

Командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский

В планах сразу же замаячила призрачная перспектива поднять красный флаг над Варшавой и сформировать Польскую социалистическую республику. А там и до Берлина уже было недалеко

Все это отвечало интересам революционеров-интернационалистов во главе с Троцким, которые мечтали о том, чтобы разжечь пожар «мировой революции». После непродолжительных колебаний Ленин поддержал этот план.

Приказ не заставил себя долго ждать, и 29 июля 1920 года Красная армия, перейдя «линию Керзона», вступила в Белосток. На следующий день Оргбюро ЦК РКП с целью «социального освобождения польского народа» утвердило состав Временного польского революционного комитета (Польревком), который должен был заняться установлением советской власти на польской территории по мере того, как будут продвигаться к Варшаве войска Западного фронта. По сути, это было будущее советское правительство Польши, которое должно было провести советизацию страны. В его состав вошли Юлиан Мархлевский, Феликс Дзержинский, Феликс Кон, Эдвард Прухняк и другие деятели польского революционного движения.

Временный польский революционный комитет (второй слева во втором ряду – Феликс Дзержинский)

Однако Польревком не смог перетянуть на свою сторону польский народ

В частности, провалилась попытка его деятелей найти отклик у крестьян, предложив им решение аграрного вопроса по образцу Советской России. Производители сельхозпродукции Польши, в отличие от России, были приверженцами владения землей на правах частной собственности. Поэтому Польский Учредительный сейм быстро оформил аграрную реформу, передав законодательно помещичьи владения в личную собственность сельским жителям. Теперь польские крестьяне охотно шли в армию Пилсудского, чтобы воевать за собственную землю.

Одновременно польское верховное командование с помощью репрессивных мер укрепило дисциплину и навело порядок в разбитой армии. С этой целью оперативно были подготовлены резервы и новые части, вводились военно-полевые суды, создавались заградительные отряды, формировались добровольческие «охотничьи» полки. Аристократы создали для борьбы с Красной армией «черный легион», а польские социал-демократы – «красный легион». К Варшаве спешно перебрасывались гарнизоны с германской границы, которые совместно с другими частями тыла образовали ударные группы севернее и южнее польской столицы, создав угрозу окружения войскам Западного фронта Тухачевского.

В итоге Пилсудский в этот критический момент смог поднять и мобилизовать весь народ на войну с «красной угрозой»

Польские ополченцы – участники битвы за Варшаву

Не стояла в стороне и польская пропаганда, поднимая боевой дух войск на самоотверженную борьбу «с нашествием русских варваров в Европу». В информационную войну активно включилась и католическая церковь. Колеблющихся убеждали с помощью дезинформации об антинародном характере и диктаторских намерениях советского польского правительстве в Белостоке, погромах и реквизициях буржуазных слоев населения, антицерковной политики большевиков.

Обеспокоенность создавшимся положением проявили и страны Антанты. К полякам прибыла англо-французская военная миссия во главе с генералами Вейганом и Редклиффом. Париж прислал офицеров-инструкторов. В Британии и Франции были сформированы отряды добровольцев из лиц польского происхождения. В Польшу начали прибывать военные грузы с Запада. Свой голос подало и правительство США, выступив с антисоветской нотой. В это время заметно активизировались и западные СМИ, создавая на газетных полосах образ «кровавых большевиков», нового нашествия «русских варваров» в Европу. Красную армию представляли как сборище убийц, мародеров и насильников.

Явно недооценивая изменившуюся ситуацию в рядах польского ополчения, находившийся в эйфории от одержанных ранее побед командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский в начале августа 1920 года отдал приказ о полномасштабном наступлении на Варшаву (без основательной подготовки). Польскую столицу он планировал взять уже к 12 августа. Красная кавалерия, не встречая на своем пути серьезного сопротивления, казалось, была близка к тому, чтобы выполнить приказ командования. Ее стремительный бросок обеспечивал явный успех наступательной операции и позволил подойти к пригороду Варшавы к намеченному сроку. Началась битва за город.

Однако силы наступавших советских войск оказались на пределе. Оторвавшись от тыловых частей, они были лишены достаточного количества боеприпасов и продовольствия. Часть войск осталась в гарнизонах и заслонах против обойденных узлов обороны врага. В результате ударная группировка Тухачевского к началу битвы за Варшаву сократилась на 50 тысяч бойцов. Не имея разведданных, Тухачевский фактически бросил свои основные силы в подготовленный поляками капкан.

Красноармейцы в польском плену. 1920 год

Уже 16 августа отборные польские войска генерала Галлера, нанеся ряд контрударов, оказались в тылу у красных, завершив их окружение и перерезав дорогу к отступлению. В ходе двухдневных оборонительных боев красноармейцы пытались прорваться на восток, но были прижаты к германской границе. Оказавшись в безвыходном положении, они отошли на земли Восточной Пруссии, где подверглись интернированию.

В плен попало, по разным оценкам от 50 до 90 тысяч человек. Никто из них домой не вернулся

В Польше причиной их смерти называют инфекционные заболевания, однако многие историки склонны считать, что часть из них были расстреляны, а остальные погибли из-за невыносимых условий, созданных в лагерях содержания военнопленных.

Таким образом, первая и последняя попытка вмешаться в дела соседнего государства, предпринятая во время польской интервенции 1919–1920-х годов с целью «экспорта революции», оказалась для советского государства неудачной и даже трагической.

Велика была и цена самонадеянности польских социалистов-революционеров. Судя по письмам того периода, для Феликса Дзержинского это была и большая личная драма

Вот что он писал жене: «Наше поражение – результат не восстания против «нашествия», а нашей, превышающей человеческие силы усталости и бешеной деятельности шляхетских сынов – польской белой гвардии».

Несмотря на такое оправдание, горькую пилюлю неудачи ему все же пришлось проглотить, потому что националист Пилсудский, лучше понимавший душу своего народа, победил социалиста Дзержинского. Польская армия вновь перешла наступление и, освободив свою территорию, подошла к линии Керзона. В сложившейся ситуации Реввоенсовет РСФСР поставил перед Западным фронтом новую задачу. Необходимо было срочно добиться восстановления боевой мощи войск, обескровленных в тяжелых боях, и любой ценой удержать занимаемые рубежи.

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ, Виктор ПОЛТЕВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59