Меню

Койдановские евреи. Ч. 7. Местечковцы

Массовое переселение ополяченных ашкенази в Великое княжество Литовское началось в период династического кризиса, вызванного тем, что в 1370 году ушел из жизни 60-летний король Казимир III Великий, не оставивший после себя прямого наследника престола. Династия Пястов прервалась, а длительная борьба за польскую корону нередко заканчивалась смутой. Лишившись своего покровителя и наученные горьким опытом, евреи предусмотрительно искали спасение в соседней стране.

Казимир III еще при жизни назначил своим наследником внука (сына его дочери) Людовика, короля Венгрии, который, по воле своего знаменитого деда, стал одновременно не только венгерским, но и польским королем. Однако практически все 12 лет правления Людовик жил в Венгрии и не уделял внимания Польше. Ослабление власти в стране привело к тому, что почувствовавшая свою силу шляхта стала выходить из-под контроля, занимаясь грабежами, разбоем, междоусобными разборками и другими проявлениями феодальной анархии. В 1382 году, когда не стало Людовика Венгерского, польские магнаты решили присягнуть Ядвиге, второй дочери Людовика. В 1384 году они провозгласили 11-летнюю Ядвигу королевой и стали искать ей жениха, которому после венчания предстояло стать королем Польши.

Между тем Ядвига еще в возрасте 7 лет была обручена в церкви со своим ровесником, австрийским герцогом Вильгельмом, после чего их разъединили до достижения 12-летнего возраста. Но такая перспектива брачных отношений не устраивала поляков, поэтому государственные мужи подыскали для Ядвиги другой вариант, более выгодный для интересов королевства. Их выбор пал на 35-летнего Ягайло, не так давно принявшего титул в соседнем Великом княжестве Литовском.

Внутри собственной страны положение Ягайло, из-за сильной оппозиции, было довольно шатким, поэтому, чтобы удержаться у власти, он готов был пойти на любые уступки

Литвинские послы даже пообещали, что за польскую корону жених, все его родственники, все магнаты и даже весь народ примут католичество.

Однако Ядвига и слышать не хотела о муже из варварской страны. Герцог Вильгельм, красивый статный юноша, срочно приехал по ее зову в Краков. Вильгельм даже жил некоторое время в покоях своей возлюбленной, пока об этом не узнали польские магнаты и не изгнали герцога с позором из королевской резиденции. Вскоре Вильгельм получил от порученцев Ягайло 200 тысяч флоринов в качестве отступных, и на этом его любовь к польской королеве закончилась. Известие о его отъезде произвело на Ядвигу удручающее впечатление.

А тем временем Ягайло с большой свитой прибыл в Краков. На вид он оказался не уродливым диким варваром, как думала Ядвига, а воспитанным, хорошо одетым кавалером. Он не умел ни читать, ни писать, но, кроме родного языка, разговаривал по-польски и на латыни. Утомленная борьбой со своим окружением, Ядвига дала, наконец, согласие на брак.

Добившись польской короны, Ягайло также успешно разрешил конфликт и в своих прежних владениях. В 1385 году он заключил Кревскую унию, временно передав на определенных условиях великокняжеский титул своему главному сопернику – двоюродному брату Витовту. Такой союз позволил объединить силы двух государств в борьбе с крестоносцами. После их разгрома в битве при Грюнвальде в 1410 Польша и ВКЛ получили мирную передышку и занялись укреплением своего могущества.

Такая ситуация оказалась благоприятной для миграционных процессов польских евреев. Воспользовавшись отсутствием четко обозначенных границ между заключившими унию государствами, они стали перемещаться в великокняжеские города

Первые общины с оседлым еврейским населением появились в Брест-Литовске, Гродно, Троках, Каменце, Кричеве, Минске, Новогрудке. Их общая численность не превышала 20 тысяч человек. Они привезли свои капиталы, выработанное веками умение торговать и заниматься ремесленной деятельностью, кагальную форму самоуправления, немецко-еврейский говор (идиш), религиозные традиции и систему талмудического воспитания. Литовские евреи, за которыми к тому времени уже прочно закрепилось название «литваки», в 1388 году получили от великого князя Витовта аналогичную польской грамоту, которая уравняла их в правах с христианскими горожанами.

В крупных городах быстро росли еврейские улицы и даже целые кварталы, а их жители стали играть ведущую роль в таких сферах деятельности, как торговля, ростовщичество, организация фискальных сборов, проведение финансовых операций, производство товаров повседневного спроса

Уже в XIV веке возвысилась община евреев в Брест-Литовске, она и стала играть роль центра великокняжеских литваков. Многие евреи, как и при Казимире Великом, достигали при королевском дворе в Польше высокого, престижного положения. Известно, например, что у короля Ягайло всеми финансовыми делами руководил выходец из литваков Волчко. В документах XV века упоминаются евреи – сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), Минске (1489) и Смоленске (1489). В 1489 году литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в Минске еврею из города Тракай Моисею Данилевичу.

В конце XV века евреи-сефарды, спасаясь от гонений испанской инквизиции, вынуждены были покинуть насиженные места. Но когда, после нескольких лет скитаний достигли Брест-Литовска в надежде найти пристанище в пределах Великого княжества Литовского, их ожидал неожиданный поворот событий. Александр Ягеллон – великий князь Литовский, а с 1501 года – король польский, запутавшись в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, опубликовал указ «жидову с земли вон выбити».

В апреле 1495 года изгнанию подверглись все евреи Великого Княжества Литовского – Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично – в имения удельных князей литовских. Изгнанники с Пиренейского полуострова временно разместились на границе ВКЛ в надежде, что их молитвы будут услышаны и они смогут получить разрешение на расселение в пределах государства. И такой момент наступил.

Литваки урегулировали все спорные финансовые вопросы с королем польским, и в апреле 1503 года Александр разрешил им не только вернуться в Великое княжество Литовское, но даже возвратил отчужденное имущество

Еврейские общины вновь вернулись в крупные города. Места для сефардов там уже не было, да и сами они не хотели смешиваться с бывшими ашкенази, питая к ним давнюю неприязнь. Однако для развития товарооборота в государстве назрела необходимость создания сети торговых путей. На всем их протяжении требовались промежуточные остановочные пункты, где путники могли бы поесть, получить ночлег и дать возможность отдохнуть лошадям. Именно за эту работу и было предложено взяться сефардам. Не имея других вариантов для применения своих сил, они дали согласие.

Так на основных торговых трактах, на расстоянии 35–40 верст, то есть в пределах дневного перегона гужевого транспорта, стали появляться корчмы, постоялые дворы, почтовые станции, которые со временем укрупнялись и превращались в местечки. А их поселенцы, преимущественно выходцы из числа сефардов, приспосабливаясь к непривычным для них условиям жизни, стали терять свой прежний европейский лоск.

Они заимствовали отдельные специфические черты окружавшего их народа, связанные с разговорной речью, стилем одежды, а главное – с нетрадиционным видом деятельности, что позволило местному населению, в отличие от литваков-горожан, называть их местечковыми евреями или проще – местечковцами.

Продолжение следует

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59