Летчик-герой Иван Леонович. Как фанипольские школьники сохраняют память о знаменитом земляке
В конце 2022-го, Года исторической памяти, поисковая группа учащихся гимназии г. Фаниполя в составе Александра Пинчука, Константина Борисюка и Константина Короля занялась исследованием боевого пути своего земляка — уроженца деревни Слободка Фанипольского сельсовета, Героя Советского Союза Ивана Леоновича. Результатом кропотливой работы ребят под руководством педагога Александра Новицкого стал уточненный биографический очерк о прославленном летчике Великой Отечественной, который и предлагается вашему вниманию (публикуется в сокращении).
Юным исследователям из Фаниполя удалось максимально воссоздать боевой и жизненный путь Ивана Леоновича. Переписка с Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации пополнила сведения фанипольских поисковиков новыми фактами и малоизученными документами, раскрывающими подробности отдельных эпизодов военной биографии этого прославленного летчика. Были также установлены контакты с племянником Ивана Леоновича, который поделился ценными материалами из семейного архива.
Символично, что ребята завершили свою работу к знаменательной дате — 80-летию прорыва фашистской блокады Ленинграда, которую широко отметила общественность 18 января 2023 года.
По дороге в небо
Иван Леонович родился 14 ноября 1920 года в деревне Слободка недалеко от железнодорожной станции Фаниполь. Там же он получил начальное образование, а затем продолжил учебу в Черкасской семилетней школе. Уже тогда у сельского паренька появилась мечта стать летчиком.
Первой ступенькой к ее осуществлению стал Минский аэроклуб, в котором Иван занимался до 1938 года, одновременно работая слесарем на фабрике «Коммунарка».
Учеба в аэроклубе еще больше укрепила решение стать профессиональным летчиком. В 1939 году он поступил в Харьковскую авиашколу, а затем, чтобы повысить свое мастерство, — в Краснодарскую авиашколу пилотов.
…С началом Великой Отечественной войны Ивана Леоновича направляют летчиком-инструктором в Сталинградский авиаклуб, где он занимался подготовкой летного состава для авиации Красной армии. В ноябре 1942 года командование удовлетворяет его настоятельную просьбу и направляет в истребительный авиаполк на Волховский фронт.
Боевое крещение
Вот как вспоминает первую встречу с ним начальник штаба этого воинского подразделения майор Михеев: «Невысокого роста, плотно сбитый крепыш в ладно подогнанной шинели с двумя кубиками в петлицах мягко перешагнул порог штабной комнаты, лихо щелкнул каблуками и четко доложил: «Лейтенант Леонович прибыл для дальнейшего прохождения службы». Выглядел он очень молодо, над верхней губой только-только начинал пробиваться едва заметный пушок. На следующий день его представили командиру полка подполковнику Матвееву».
Имея хорошую выучку, Иван Леонович быстро освоил новый истребитель «Як-3». После пробных вылетов его зачислили в эскадрилью старшего лейтенанта Чемоданова. Буквально на следующий день он принял первое боевое крещение, прикрывая с воздуха блокадный Ленинград. Наши караваны с боеприпасами и продовольствием двигались в сторону осажденного города по так называемой Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. Внезапно их атаковала вражеская авиация. По приказу комэска Чемоданова лейтенант Леонович стремительно пошел на сближение с вражеским истребителем «Фокке-Вульф-190» и буквально изрешетил его пулеметной очередью. Самолет противника вспыхнул и рухнул вниз. Это был серьезный успех молодого летчика, а на фюзеляже его «Як-3» появилась первая звездочка, открывшая счет победам над немецкими асами.
К осени 1943 года Иван Леонович стал признанным мастером воздушных боев, уничтожив в небе над Ленинградом 10 вражеских самолетов
За мужество и отвагу он был награжден двумя орденами — Отечественной войны II степени и Красного Знамени. Его приняли в члены Коммунистической партии и назначили командиром звена истребителей-разведчиков. Для выполнения таких сложных заданий требовались хорошие навыки управления скоростным самолетом, повышенная наблюдательность и умение ориентироваться в воздухе в любое время суток. Чтобы пройти через заградительный огонь зенитной обороны врага, линию фронта приходилось преодолевать на бреющем полете. Но даже в самых сложных ситуациях Иван Леонович никогда не терял самообладания и, умело маневрируя на своем «Як-3», проходил невредимым этот опасный участок.
Особое задание
Именно ему, как опытному пилоту, обладавшему высокой выдержкой и смекалкой, было поручено важное задание по обнаружению немецкого сверхтяжелого дальнобойного орудия «Длинная Дора», установленного на железнодорожную платформу. Его тщательно маскировали в лесном массиве, а в нужный момент с помощью паровоза выдвигали на удобную позицию для обстрела жилых кварталов Ленинграда, после чего транспортировали обратно в укрытие.
Эта сверхмощная артиллерийская установка стреляла снарядами весом около семи тонн, нанося городу огромные разрушения
Проанализировав ситуацию, Иван Леонович с напарником-ведомым Владимиром Ковалевым решили, что поиск следует начинать с обнаружения железнодорожной ветки, которая и укажет, где немцы прячут «Длинную Дору». После нескольких облетов лесных массивов истребители в районе Гатчины заметили две полоски рельсов, а затем и движущийся по ним замаскированный объект, который выдавал себя по поднимавшемуся вверх паровозному дыму. Чтобы убедиться, что обнаружена нужная цель, Леонович и Ковалев сделали разворот и полетели в противоположную сторону, а затем возвратились обратно, когда немцы вывели свое смертоносное орудие на позицию и расчехлили его для нанесения артиллерийского удара.
Теперь, когда сомнений не оставалось, пара «Як-3» вышла на боевой курс и нанесла пушечно-пулеметный удар по платформе
В результате атаки была уничтожена часть обслуживающего персонала «Длинной Доры» и поврежден паровоз. По радиосвязи Леонович вызвал подкрепление. Не успели немцы прийти в себя, как в небе появились две пары скоростных пикирующих бомбардировщиков «Пе-2», которые превратили гордость немецкой дальнобойной артиллерии в груду искореженного металла. После этого обстрелы Ленинграда из района Гатчины прекратились.
Фронтовые дороги
Иван Семенович Леонович мужественно сражался на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Он совершил 340 боевых вылетов, из них 123 — по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, 111 — по прикрытию с воздуха наземных войск, 65 — по выполнению воздушной разведки сил противника, 30 — по фотографированию расположений врага, 5 — по другим целям.
Он участвовал в 51 воздушном бою, лично сбил 28 немецких самолетов и еще 4 — в группе с другими летчиками
При этом наш земляк вошел в историю 7-й воздушной армии, сбив 6 вражеских самолетов, четырежды за один боевой день поднимаясь в воздух. Его позывной «Ястреб-12» наводил ужас на фашистских летчиков — встреча с ним в небе не предвещала для них ничего хорошего.
За мужество и отвагу Иван Леонович был награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Свою высшую награду — Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина он получил 2 ноября 1944 года. Леонович прошел путь от летчика, командира звена истребителей, командира звена авиационной разведки, заместителя командира эскадрильи до штурмана авиационного полка. Прославленный летчик был участником Парада Победы на Красной площади в составе расчета от 7-й воздушной армии.
Иван Леонович был трижды ранен, но сам ни разу не был сбит противником, отлетав на одном самолете всю войну
После войны Иван Леонович только один раз смог побывать в родной деревне. Встреча с родственниками и односельчанами была радостной, но короткой. Как человек военный, старший лейтенант Леонович вынужден был вернуться в строй. Местом его новой службы стал военный гарнизон города Подольска Московской области. Перед ним открывались широкие возможности для реализации планов, связанных с военной карьерой, но им не суждено было сбыться.
Он погиб в самом расцвете сил в результате провокации, устроенной 12 ноября 1946 года военнопленными немцами, содержавшимися в местном лагере усиленного режима
«Жизнь Ивана Семеновича Леоновича, замечательного боевого летчика и настоящего патриота своей Родины, является для нас ярким примером служения и верности Отечеству» — такими словами закончили свое повествование учащиеся фанипольской гимназии.