Наполнить жизнь цветами! Флорист — о творчестве и бизнесе, вкусах дзержинцев и романтике профессии
Около трех лет назад Андрей Солодовников превратил любимое хобби в бизнес, который дарит людям эмоции. После долгих поисков себя он открыл в Дзержинске магазин цветов и подарков «Розовый фламинго». Чем привлекла брутального мужчину романтичная профессия флориста, узнали у него накануне самого «тюльпанового» праздника в стране – 8 Марта.
– Андрей, кто вы по образованию и как пришли к флористике?
– Столяр-станочник, краснодеревщик 5-го разряда. Звучит серьезно, но это достаточно художественная профессия. Выбирал ее потому, что с детства у меня были творческие задатки. После поступил в индустриально-педагогический колледж, где получил специальность мастера промышленно-гражданских сооружений. Но работать по профессии не пошел. Устроился в частную фирму, которая занималась изготовлением дверей и мебели из массива. К сожалению, из-за проблем со здоровьем пришлось оттуда уйти. Работал и курьером в интернет-магазине, и продавцом в секонд-хенде. Однажды знакомый предложил пойти к нему в цветочный магазин. Я согласился.У сотрудниц обучился основам флористики. Спустя год уволился оттуда. А потом переехал в Дзержинск, устроился на Donna Rosa, где проработал целых девять лет. Много кто в этой сфере меня уже знал.
Постепенно флористика вошла в мою жизнь. Признаюсь, раньше никогда не думал, что буду этим заниматься. Профессии меня никто не обучал. Когда человек хочет, он самостоятельно усваивает знания. Так было и у меня. Помогли интернет, профильная литература. На тот момент учился для себя, ради интереса. Свое дело, конечно, хотелось открыть, но была боязнь, как и у многих, ступить в неизведанное. Хотя сейчас уже жалею, что раньше не открыл фирму.
– И все-таки, позже вы проходили какие-нибудь курсы?
– Да, немного. Одни из самых запоминающихся – курсы у всемирно известного в определенных кругах флориста Дмитрия Туркана. Он, кстати, оформлял цветами пианино для самой Леди Гага. У него я прошел курс по свадебной флористике, так как на тот момент интересовался этим направлением.
«Чтобы работать с цветами, их надо любить. Когда человек работает ради бизнеса и прибыли, это сразу видно. У меня изначально это шло от души».
– Вы работаете один или с командой?
– Сейчас работаю вместе с другом. Он отвечает за ведение документооборота и бухгалтерию, а я – за творческую сторону процесса. Вообще, флористику можно разделить на коммерческую – ради продаж, и творческую. Через последнюю ты выражаешь свои мысли, чувства, претворяешь придуманный в голове образ с помощью цветов. Важно их разделять.
– В таком случае, себя вы к кому относите: творцам или «продажникам»?
– Учитывая то, что у меня свой бизнес, приходится совмещать. Когда есть свободное время и вдохновение, я люблю творить. Есть что-то такое, что идет от души, и я хочу это сделать.
– С какими запросами чаще всего приходят дзержинцы?
– Запросы у людей довольно простые, все по классике. Большинство приходит и выбирает либо понравившийся букет с витрины, либо берут розы. Парни подбирают букеты для девушек исходя из их вкусовых предпочтений. Кто-то любит розы, кто-то – полевые цветы, а кому-то нравятся пионы или ранункулюсы. Есть постоянные клиенты, которые уже знают мои возможности и хотят чего-то пооригинальнее. Каких-то ограничений у меня нет. Могу составить любой букет или композицию на любой кошелек и вкус.
– На что ориентируетесь при составлении букетов?
– В первую очередь, на получателя, его вкусы и предпочтения. Порой приходится продумывать букет просто по описанию человека: «Девушка, 25 лет, темные волосы, яркая, активная». Персонализирую получателя и составляю композицию. Конечно, хочется, чтобы клиенты приходили уже с конкретными запросами. Это поможет избежать промахов.
– А гвоздики берут? Или желтые тюльпаны? С какими вообще стереотипами приходилось сталкиваться в работе?
– У нас не запакуешь цветы в черную упаковку. Многие этого просто не поймут. Хотя она идеальна для оформления букетов. В последний год работы в Donna Rosa я делал букеты из белых и желтых тюльпанов в черной упаковке. И только один человек из всех посетителей за два дня оценил букет. Остальные открещивались: «Да вы что, это траур, это на похороны». Но я убежден, что все цветы универсальны. Только посмотрите, как после известной песни Наташи Королевой люди изменили свое отношение к желтым тюльпанам. От них шарахаются, мол, «вестники разлуки». Хотя во многих культурах желтый – это цвет солнца, богатства, радости. Подарите букет желтых тюльпанов родному человеку зимой, и он будет радовать глаз в эти серые будни.
«Мир не стоит на месте, поэтому нужно следить за трендами, новинками. Но при этом в нашем регионе важно учитывать менталитет людей, а не слепо следовать трендам».
Еще один стереотип: гвоздики – погребальные цветы. По-научному этот цветок называется диантус, и я лично отношусь к нему прекрасно. Часто ставлю в букеты. Главное, когда собираешь букет, поставить не две, а хотя бы три гвоздики. А иначе реакция у покупателя может быть неоднозначная. Хотя в сборных букетах эти правила по количеству цветков не работают. По опыту могу сказать, что молодежь сегодня лояльна к гвоздикам, а вот для старшего поколения они остаются символом траура.
Кстати, сейчас в моде свадебные букеты… из гвоздик. Нужно понимать, что есть огромное разнообразие сортов, цветов, окрасок. Гвоздика не обязательно должна быть красной. Разнится и ее стоимость. Цветок обычной гвоздики стоит 3 рубля, а сортовой – около 8 рублей.
– Есть ли у вас любимый цветок?
– Дома у меня растет около 50 орхидей, причем не обычных, а сортовых. Их заказывал из Вьетнама, Таиланда. В свое время нравилось этим заниматься. Некоторые орхидеи в первой половине дня, часов до 12, издают ощутимый цитрусовый аромат, очень приятный. Но вообще люблю все цветы. Каждый прекрасен по-своему.
– Из каких стран заказываете цветы для магазина?
– Поставщики привозят нам в основном из Эквадора и Голландии. Иногда из Кении. Бывает, берем и у наших белорусских производителей. Но, как показывает практика, зачастую они хуже по качеству. Цена в закупке получается практически такая же, как и за иностранный цветок, но у последнего крупнее бутон, толще стебель, лучше листва. В последнее время белорусский цветок уступает «заморскому». Несмотря на это, стараемся, чтобы в магазине были и те, и другие. У покупателя всегда должен быть выбор.
«Зимой по желанию и запросу клиента можем привезти любой цветок: от сирени до пиона. Но сразу скажу: цветы, выращенные не в сезон, стоят в разы больше. За один пион, к примеру, зимой придется выложить 25–35 рублей».
– Можете напоследок поделиться профессиональными лайфхаками, как продлить свежесть подаренного букета.
– Все цветы нуждаются в прохладной обстановке. Чем прохладней будет дома и больше влажность, тем медленней они будут раскрываться, дольше стоять. Если на улице нет мороза и температура не опускается ниже 1 градуса, я всегда советую клиентам выставлять букеты на балкон. Любой срезанный цветок не любит жару. Первую подрезку нужно делать на 2 см, не нужно жалеть. Даже если цветок пробыл без воды 15 минут, стебель все равно подсыхает и хуже будет впитывать воду. После подрезки наливаем полную вазу воды. Желательно, чтобы листья не находились в воде. Большую их часть тоже нужно убрать, чтобы вода, поднимаясь по стеблю, доходила до бутона, а не задерживалась в листьях. А еще нельзя ставить букеты в кухне рядом с фруктами. Они выделяют вещества, которые будут способствовать увяданию цветка. Если соблюдать эти нехитрые правила, цветы будут долго радовать вас!