Меню

Первопроходцы. История КБО на Дзержинщине (часть 3)

В конце 1920-х годов в СССР началась масштабная работа по выводу экономики страны из аграрного состояния. В короткий срок предстояло создать крупное машинное производство, способное догнать передовые капиталистические державы. План первой пятилетки (1928–1932 годы) предусматривал индустриальную революцию со строительством около двух десятков промышленных гигантов. Но не менее важным элементом сталинской экономической модели в этот период была активизация внутреннего рынка за счет развития малых производств.

Предпринимательство должно было от кооперации выйти на более высокий уровень производственных отношений. И такой новой формой трудовых объединений стали артели. Уже в первой пятилетке рост их численности был запланирован в 2,6 раза. Артель представляла собой производственный кооператив в форме социалистического коллективного хозяйства, созданный на добровольной основе с обязательным трудовым участием всех членов и взаимной ответственностью. Это был шаг вперед по пути формирования у граждан сознательного отношения к труду на принципах коллективизма, отсутствия элементов эксплуатации и незаконного обогащения.

По своему положению артель относилась к негосударственной местной промышленности. В ее создании мог участвовать любой гражданин, достигший возраста 16 лет, причем членство нельзя было продать или передать по наследству. Обобществлению в ней подлежали только основные средства производства.

В первые два года артель освобождалась от налогов, а ее регистрация занимала один день

Руководитель созданного предприятия назначался не государством, а избирался членами артели, которые также утверждали план ее работы. Все работники в основном находились на сдельной системе оплаты труда. Прибыль распределялась согласно уставу, утвержденному самими участниками. Часть ее, но не менее 20%, отчислялась на формирование так называемого запасного капитала, что обеспечивало возможность привлечения кредитования. Остальная сумма распределялась между членами артели на основе их решения. Такая форма организации трудового участия позволяла сформировать эффективно работающую систему предпринимательства, исключающую появление элементов спекуляции и ростовщичества.

В Койданово, а затем и Дзержинске, такая коллективная форма организации труда нашла поддержку у кустарей и единоличников, поэтому они охотно шли на создание таких объединений.

Первенцем местной промышленности в нашем регионе можно считать артель «Красный штамповщик»

После того как частная фабрика «Слон» Слезберга была ликвидирована, имущество бывшего хозяина перешло в кооперативную собственность, на основе которой продолжала работать слесарная мастерская. В начале 1930-х годов производственные площади, находившиеся в центре местечка по улице Карла Маркса, были переведены в промзону, начало которой положила первая в Беларуси Койдановская машинно-тракторная станция (МТС). Кустарная мастерская расширила свои мощности после того, как были построены штамповочный и сборочный цеха, что позволило ей зарегистрироваться в качестве артели. В ассортименте ее товаров были в основном скобяные изделия, которые пользовались повышенным спросом как у населения района, так и за его пределами. В 1933 году в артели работало 72 человека.

Когда в стране был объявлен курс на коллективизацию сельского хозяйства, в Койданово появилась инициативная группа, которая решила объединить единоличников и перейти на коллективные формы хозяйствования. О создании колхоза тогда еще речь не велась, потому что мало кто представлял, что это такое. Поэтому свою деятельность крестьянский сход решил организовать на хорошо себя зарекомендовавших принципах артели. Ее назвали «9 января 1905 года» в честь известных революционных событий в Санкт-Петербурге.

Судьба у сельхозпредприятия сложилась удачно, и сегодня его историческим правопреемником является ОАО «Крутогорье-Петковичи»

В это же время в Койданово были зарегистрированы сапожная артель «Труд», столярно-мебельная артель имени А. Г. Стаханова, веревочная артель «8-е Марта», занимавшаяся изготовлением упряжи для гужевого транспорта. Все они производили продукцию, необходимую для населения местечка. Кроме того, появились новые рабочие места, которые способствовали ликвидации безработицы в Койданово.

Свою производственную нишу в этом движении нашла и артель «Объединение».

Швейная артель «Объединение». 1930 год

У истоков ее создания стояла группа евреев во главе с Лазарем Черчисом. Он был коренным койдановцем, занимавшимся, как и его предки, портняжным делом, поэтому считался у жителей местечка авторитетным мастером. На улице Красноармейской, на окраине Койданово, находилось несколько пустующих амбаров, оставшихся после хозяина, попавшего под раскулачивание. Эти бревенчатые строения и приглянулись будущим артельщикам. Взяв их в аренду у райисполкома, Лазарь Черчис собрал единомышленников, с которыми отремонтировал помещения, провел электричество и установил печное отопление.

15 мая 1928 года была зарегистрирована швейная артель под названием «Объединение», от которой и повела свою 95-летнюю историю сфера бытового обслуживания района

Хорошие организаторские способности позволили Лазарю Черчису быстро создать крепкий коллектив. Его члены внесли посильные паевые взносы, на которые был оборудован цех по пошиву костюмов и верхней мужской одежды. В числе первых работников были Бунес, Сироткин, Гальперин, Резник, Коган, Бельштейн, всего около 15 человек (к сожалению, их имена не удалось восстановить). Все они ранее принадлежали к кустарям-одиночкам, прошедшим практику у старых мастеров, поэтому в совершенстве владели портняжным делом.

Заседание членов правления артели «Объединение»

С самого начала артель приобрела высокую репутацию у населения Койданово, а затем и Дзержинска. Все заказы выполнялись своевременно, добротно и качественно, поэтому люди охотно пользовались услугами портных. Когда в артель обратилось командование 16-го погранотряда с просьбой подготовить партию шинелей и обмундирования для пограничников, встал вопрос о расширении производственных площадей. В качестве учеников начали приглашать молодых девушек, пожелавших овладеть швейной профессией. Они прошли хорошую практику у опытных мастеров, что позволило уже в начале 1930-х годов дополнительно создать швейный цех. В это время секреты закройного дела стали осваивать Мария Павловна Лагунович, Павел Фадеевич Крылович, Леонид и Ольга Довнары.

Закройщица Мария Лагунович (вторая слева) обучает швейному делу молодых учениц Нину Ахремову (Шотт), Янину Шпилевскую и Лилию Калечиц

Став мастером, Мария Лагунович создала первую бригаду по пошиву женского платья, в которой работало пять человек. В сентябре 1930 года пришел работать в артель Иван Васильевич Лобач. Он имел уже навыки работы на швейном оборудовании, поэтому быстро освоился в новом коллективе. Пработав непродолжительное время вместе с более опытным мастером Бельштейном, он стал специализироваться на пошиве шинелей и военного обмундирования. В достаточно зрелом возрасте стал членом артели Петр Павлович Ковалевский. Он попал учеником к опытному мастеру Гальперину, который сделал из него прекрасного закройщика мужской одежды. И таких примеров, когда новые люди приходили в артель и обучались швейным и портняжным специальностям, было немало. Причем преданность избранной профессии они сохранили на долгие годы.

(Продолжение следует)

По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59