Меню

От промартели — к КБО. История КБО на Дзержинщине (часть 10)

Начало 1960 года было ознаменовано для дзержинских бытовиков волнующими ожиданиями. Приближалось к завершению строительство нового здания комбината бытового обслуживания. Его ввод в строй означал, что в артели «Белорусь» улучшатся условия труда, работники смогут перейти на более современные формы обслуживания населения.

Уже в начале 1960 года на заседании правления была создана комиссия по осуществлению технического надзора за качеством возведения объекта. На одном из собраний было принято решение в подвальном помещении вместо санузла сделать душевую, а также расширить комнату приема пищи. Часть складских помещений перепланировали в гардеробную, которую разместили возле душевой. Строители всегда с пониманием относились ко всем пожеланиям заказчика, внося соответствующие изменения в проект. Такое же отношение было и к качеству самого строительства. За выполнение в намеченные сроки всех работ по возведению комбината бытового обслуживания решением общего собрания артели «Белорусь» и правления были премированы строители И. И. Самохвал и И. Н. Заровский в размере одной тысячи рублей.

И вот наступил знаменательный день в жизни артели. В общем собрании, которое состоялось 22 сентября 1960 года, принял участие  весь коллектив во главе с руководящим составом. В президиум были приглашены председатель Дзержинского райисполкома, представители райкома партии, Облпромсовета, управления местной промышленности. На повестке дня собрания был только один вопрос: «Информация о постановлении ЦК КПБ и Совета Министров БССР об упразднении промысловой кооперации». Его обсуждение длилось недолго. Общее собрание единогласно приняло решение: «Одобрить постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР об упразднении промысловой кооперации». С этого дня дзержинская артель «Белорусь» прекратила свое существование, а коллектив стал частью отраслевой сети комбинатов бытового обслуживания, которые переходили под управление местных Советов депутатов трудящихся. Для тружеников бывшей артели это была не просто смена вывески, а начало нового этапа в профессиональном развитии.

В ноябре 1960 года состоялось торжественное открытие нового здания комбината бытового обслуживания

В этот день звучали искренние поздравления и слова напутствия. Была перерезана символическая красная ленточка, и дзержинские бытовики стали полноправными хозяевами новостройки. Наконец-то они смогли переехать из приспособленных помещений в добротное современное здание. Все понимали, что перед ними открываются широкие возможности для реализации поставленных задач.

В соответствии с проектной планировкой на первом этаже разместились фотоателье и часовая мастерская. Здесь же рядом было отведено место для приема заказов по ремонту радиоприемников и телевизоров. В мужском и дамском залах парикмахеры могли стричь и делать прически одновременно нескольким клиентам, что значительно сокращало время  ожидания в очередях. К тому же женщинам предоставлялась такая услуга, как маникюр.

На втором этаже здания расположились приемная, индпошив мужской и женской верхней одежды и легкого платья, ремонт трикотажа и скорняжная мастерская. Платьевой цех был оборудован швейными головками с электрическим приводом. В просторных помещениях стали применяться лампы накаливания дневного света.

Постепенно швейные машины с механическим приводом стали заменяться на электрические

Первым директором Дзержинского специализированного предприятия КБО стал Вячеслав Казимирович Куликовский. Вместе с ним приступила к работе и проверенная команда из числа бывших работников артели «Белорусь». В их числе были не только специалисты со стажем, но и начинающие молодые ученики, готовые связать свою жизнь с бытовым обслуживанием населения. Это  закройщики Галина Савик, Гингарета Завало, Надежда Чижевская, Владимир Безмен, Анатолий Шатило, Вячеслав Русаловский, портные Михаил Савик, Станислава Бируля, София Богданович, Елена Будай, Евгения Грицкевич, Нина Досина, Лилия Шабловская, Ванда Адашкевич, Нина Камейша, фотограф Зенон Ковалевский, парикмахер Лариса Досина, часовой мастер Вячеслав Прибыльскй, сапожники Михаил Махнач, Александр Калесник и многие другие. Молодые закройщики оттачивали свое мастерство, перенимая опыт  у мастеров швейного дела  Марии Лагунович, Михаила Ясюкевича, Ивана Лобача, Людмилы Довнар.

Ведущий закройщик мужской одежды КБО Владимир Иванович Безмен

В 1960 году артель пополнилась новыми кадрами. Были приняты на работу Галина Рудковская, Ольга Быстримович, Валентина Шашко, Людмила Валаханович, Зинаида Герман, Евгений Довнар, Георгий Лобач, Александр Будай и многие другие работники, которые за последующие годы вышли в передовики производства.

Как и прежде, еще будучи председателем правления артели, Вячеслав Казимирович Куликовский оставался требовательным к коллективу, нацеливая его на сохранение прежних трудовых традиций и ориентируя на более высокие результаты, отвечавшие запросам потребителей. И, конечно, в числе главных вопросов для него, как руководителя, была дисциплина и выполнение плана цехами, подразделениями и каждым исполнителем непосредственно на своем рабочем месте.

В это время ближайшим помощником директора стала заведующая производством Зоя Ивановна Прокопович

Заведующая производством Зоя Ивановна Прокопович (в центре) с членами коллектива артели «Белорусь»

Выпускница техникума легкой промышленности, она несколько лет работала в Минске на различных руководящих должностях, а затем была направлена в Дзержинск. В декабре 1955 года ее назначили заведующей закройным цехом артели «Объединение», затем — начальником цеха, а после реорганизации — на должность технорука производства в артель «Белорусь».

Будучи человеком творческим и активным, Зоя Прокопович уделяла большое внимание расширению производства, внедрению новых видов услуг и подготовке специалистов по востребованным профессиям. Уже в феврале 1960 года было принято решение об организации новых видов услуг по скорняжному делу и ремонту трикотажа. В артель «Рот-Фронт» на учебу с целью освоения  изготовления воротников из меха был направлен портной индпошива Иван Сазонов, а в артель имени Крупской — Таисия Марецкая для получения квалификации мастера трикотажа. При этом им выплачивались квартирные и командировочные. И эта целенаправленная работа по повышению квалификации  кадров основных профессий проводилась постоянно.

В Минск на курсы повышения квалификации направляли портных, закройщиков, парикмахеров, фотографов, сапожников и других специалистов, которые овладевали современными видами услуг и технологиями, позволявшими значительно улучшить качество обслуживания населения

Уже в конце 1960 года на 9-месячные курсы закройщиков при учебно-производственном комбинате Белпромсовета в городе Минске были направлены портные Владимир Иванович Безмен и Ирина Ивановна Якубенко. Согласно письму Облпромсовета от 14 марта 1960 года на трехмесячные курсы были направлены закройщики верхней женской одежды Михаил Лаврентьевич Ясюкевич и Вячеслав Александрович Русаловский.

Так благодаря настойчивости завпроизводством Зои Прокопович формировался высококвалифицированный коллектив, который на качественно новом уровне стал выполнять важные социально-экономические функции, направленные на постепенную замену домашней рутинной работы общественными формами производства. Понимая свою ответственность, каждый работник и специалист стремились внести достойный вклад в становление и развитие производства на местах и в целом всего комбината бытового обслуживания.

(Продолжение следует)

По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59