Меню

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 12

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 12

В мае 1925 года в Москве состоялся III Всесоюзный съезд Советов, который принял постановление «О советском строительстве». В этом документе предусматривалось принятие дополнительных мер по защите интересов национальных меньшинств. В частности, внимание было обращено «на образование отдельных Советов с употреблением языка этих меньшинств, а также организацию школ на их родном языке». Руководствуясь этой установкой, Польбюро, при поддержке высших властных структур Белорусской ССР, усилило свои позиции.

В то время сельские Советы на Койдановщине еще находились в стадии формирования и в них остро ощущался недостаток подготовленных грамотных кадров. И руководство района принялось усиленно насаждать в эти сельские низовые органы власти своих людей из числа прибывавших политэмигрантов. Перед ними была поставлена конкретная задача – превратить подведомственные территории в польские национальные образования. При этом существовало требование, чтобы там компактно проживало не менее 500 лиц, признававших себя поляками.

Чтобы добиться желаемого результата, работники сельисполкомов, используя свои полномочия, искусственно стали завышать в своих отчетах количественные показатели по национальному составу населения, причисляя к полякам всех тех, кто просто принадлежал к католической конфессии. Нередко такие записи вносились в госдокументы без согласия самих людей.

Так, по статистической отчетности на 1925 год в районе насчитывалось 44 107 душ обоего пола. Из них белорусами себя считали 89% жителей, евреями – 5%, поляками – 4%, русскими – 1%, прочими национальностями – 1%. Но уже через три года эти цифры претерпели значительные изменения. По данным местных властей, в 10 из 12 сельсоветов Койдановского района граждане, признавшие за собой польскую национальность, составляли уже 49,4%, в то же время как количество белорусов сократилось до 45,31%, евреев – до 4,69%, других национальностей – до 0,59%.

Сопоставление этих количественных показателей не может не наводить на мысль, что в угоду конъюнктурным интересам чиновников Польбюро произошла явная фальсификация данных

Если к изменениям, произошедшим при переходе из одной национальности в другую, большинство сельских жителей отнеслось довольно спокойно, не видя в таких манипуляциях никаких серьезных последствий, то языковая проблема у них вызвала скрытый, а иногда и явно выраженный протест. В обыденной жизни люди привыкли разговаривать на том белорусском диалекте, который был характерен для их местности. И они считали его родным независимо от того, были они белорусами или представителями других национальных меньшинств.

Школы с вывеской на польском языке все чаще стали появляться в сельской местности на Койдановщине

По результатам переписи населения 1926 года, в Койдановском районе белорусский язык употребляли немногим более 90% населения, в то время как польским пользовались только 2%

В основном это были потомки прежней шляхты, которые, чтобы выделить себя из мужицкой массы, использовали в речевых оборотах различные полонизмы. Такая вычурность при разговоре ничего, кроме насмешек, у простых крестьян не вызывала. Подобная фанаберия, например, была характерна таким персонажам, как Адольф Быковский в пьесе Янки Купалы «Павлинка» и Прантишек Корчевский в водевиле Каруся Каганца «Модный шляхтич». Вот почему польский язык так и не прижился в сельской местности, а если и использовался, то ограничивался лишь сферой культового вероисповедания в костелах. Подобный поворот событий тем не менее приветствовался той небольшой группой лиц, которые причисляли себя к полякам.

Несколько иная картина по разрешению языковой проблемы наблюдалась в системе образования, которая в 1920-е годы еще находилась в стадии становления. Одним из первых массовых мероприятий Советской власти на территории БССР стала ликвидация неграмотности, поскольку основная масса населения не умела ни читать, ни писать. Вот почему уже в первые годы после окончания советско-польской войны популярность приобрел призыв: «Долой безграмотность!» Для решения этой задачи стали открываться школы и пункты по ликвидации неграмотности для взрослого населения. В то же время острый недостаток средств и необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства не позволяли полномасштабно развивать это направление социальной сферы. Но, по мере выхода из послевоенного кризиса, у государства появилась возможность поднять этот важный участок работы на новый уровень.

В 1926 году СНК Белорусской ССР принял постановление «О введении обязательного всеобщего образования» (начального в деревнях и семилетнего в городах) для детей в возрасте от 8 до 15 лет. Главным звеном в этой системе обучения детей становилась начальная четырехклассная школа с двумя учителями. При этом проводимая в стране политика «белорусизации» и «коренизации» требовала уважительного отношениям к культуре и традициям национальных меньшинств. По Конституции Белорусской ССР 1927 года им обеспечивалось право и реальная возможность обучения в школе на родном языке, а в государственных и общественных учреждениях и организациях на территории Белоруссии устанавливалось полное равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков. В этой связи в 1927/28 учебном году из открывшихся в республике 5536 учреждений образования разного уровня преподавание на белорусском языке осуществлялось в 4941 школе и в 530 – на языках других народов, проживавших в республике. А всего в образовательный процесс были включены 79% детей в возрасте 8–12 лет.

Учебная программа предусматривала приобщение детей малокомплектной сельской школы к общественно полезному труду

В Койдановском районе система образования в этот период насчитывала 67 школ, из них 48 белорусских, 11 польских, 7 белорусско-польских и 1 еврейская

Преимущественно это были малокомплектные четырехлетки, располагавшиеся в сельской местности. Семилетний срок обучения был доступен лишь детям, проживавшим в райцентре.

В 1927/28 учебном году в трех семилетках местечка Койданово обучалось 874 учащихся, из них в белорусскоязычной – 532, еврейской – 190 и польской – 152. Такая статистика не устраивала уполномоченного по польработе, поэтому перед руководством района и, в частности, перед заведующим районным отделом образования Витольдом Спицевичем, была поставлена очередная задача – усилить работу по увеличению количества учреждений образования с польским языком обучения, предоставляя для их функционирования более выгодные условия.

Показательна в этом отношении история Татарщинской школы. Она была создана в усадьбе Александра Ленского, бывшего крупного землевладельца и управляющего крахмально-паточным заводом «Сокол», ныне известного как ликероводочное объединение «Минск Кристалл». После событий Октябрьской революции хозяин вместе с семьей уехал за границу, а его уютный усадебный дом в Татарщине новая власть решила использовать для образовательных нужд. Именно сюда из деревни Путчино в 1925 году была переведена школа-четырехлетка, которая быстро расширялась за счет детей из соседних деревень и хуторов.

Усадьба Ленских, где начала свой путь Татарщинская школа

Получив четырехклассное образование, многие учащиеся не могли дальше продолжать учебу, поэтому, идя навстречу пожеланиям родителей, районное начальство в 1927/28 учебном году дало разрешение на обучение местных детей по программе семилетки, одновременно осуществив перевод Татарщинской школы из белорусскоязычной в польскую. Первым ее директором был назначен политэмигрант Гурский, однако через некоторое время его сменил более энергичный Людгард Квапинский, также выходец из Польши.

На Татарщинскую школу возлагались далеко идущие планы, связанные с подготовкой кадров для работы в польских политэмигрантских организациях

Поэтому в ее дальнейшей деятельности заметную роль сыграли представитель Польбюро из Минска Вацлав Вноровский и председатель Койдановского райисполкома Бронислав Вонсовский. Именно при их непосредственном участии школа была реорганизована в техникум, а ее учащиеся получали не только трехразовое питание, но и обеспечивались интернатом и стипендиями. Чтобы иметь постоянный приток подготовленных детей в Татарщинскую школу и техникум, польские четырехлетки открылись в близлежащих деревнях Глушинцы, Якуты, Вертники, Наквасы, Антополь.

В результате на регулярной основе польский язык изучали около 70% учащихся, проживавших в Путчинском сельском Совете

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59