Родственники погибших в сожженной деревне Глухое Перхурово благоустроили мемориал, установленный на месте трагедии

7 мая, в канун большой даты – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на территории урочища Глухое Перхурово состоялся субботник с участием родственников погибших и председателя Демидовичского сельсовета Сергея Принева, рассказывает Фаниполь.бай
Глухое Перхурово – бывшая деревня, располагавшаяся в 23 километрах от Фаниполя и 27 километрах от Дзержинска. Она находилась в живописной лесистой местности, чуть западнее деревни Фрунзе и была известна еще с 16 века. Но в один из дней почти все население – а на тот момент там проживало около 120 человек – было уничтожено. Так поселение исчезло с лица земли навсегда, повторив судьбу Хатыни и других печально известных деревень.
Сегодня обелиск в память о сожженной деревне Глухое Перхурово затерян среди пахотных земель – проторенной дороги к нему нет. Но это не мешает содержать его в порядке: мемориал досмотрен и благоустроен. Родственники и потомки погибших чтят память о них уже на протяжении восьми десятилетий и передают ее следующим поколениям. Приехали сюда они и перед важной датой: 80-летием Победы в Великой Отечественной войне – кто из Фаниполя, а кто из Минска.
– Помню, в прошлые годы мы не могли отыскать обелиск среди выросшего рапса. И вот что удивительно: встретили в поле мужчину, который провел нас к памятнику по тонкой вытоптанной тропке. Как думаете, каковы шансы встретить в необозримом поле человека? А он не просто нам повстречался, но и показал дорогу, рассказал, что иногда приходит сюда посидеть, подумать о земной и вечной жизни, – поделилась внучка партизана Вацлава Карабановича.
Глухое Перхурово стало жертвой карательной операции «Якоб», которую проводили немецкие оккупационные войска на территории Минской области. Они преследовали цель уничтожить в этой местности партизанское движение и запугать население. В январе 1943 года командование немецкой армии разработало план масштабной карательной операции. В Дзержинском районе, который славился активной партизанской деятельностью, были сосредоточены значительные силы карательных отрядов, включая печально известный батальон Дирлевангера. В Глухое Перхурово немцы пришли 30 января 1943 года.
Причиной нападения стал короткий (около 10 минут) бой между партизанами и небольшим отрядом немцев, который произошел в трех километрах от деревни. В результате столкновения был убит немецкий унтер-офицер и один солдат, трое получили ранения. Партизаны потерь не понесли и отошли в лес.
В ответ на это нападение карательный отряд из батальона Дирлевангера окружил деревню с двух сторон. Оккупанты применили жестокую тактику: забрасывали гранаты в дома, а затем врывались внутрь, расстреливая выживших. Они тщательно обыскивали все помещения – чердаки, подвалы, сараи, даже искали людей под печами.
120 мирных жителей были уничтожены в тот день.
Спастись удалось нескольким людям: молодой жительнице Татьяне Мороз, спрятавшейся в подвале под свеклой, малолетнему Ивану Мацкевичу, чью семью убили, но его не нашли, и Вацлаву Карабановичу, который успел уйти в лес.
После совершения зверства каратели сожгли все 32 жилых дома и хозяйственные постройки. Тела убитых вместе с домами были преданы огню. Через несколько дней останки погибших собрали и похоронили родственники и партизаны.
В память о трагедии в 1957 году на месте сожженной деревни была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь 30 января 1943 г. немецкими захватчиками были уничтожены 120 мирных жителей д. Глухое Перхурово». На могиле жертв фашизма был возведен обелиск. Деревня также увековечена в мемориальном комплексе «Хатынь». К сожалению, фамилии 39 погибших так и остались неизвестными.
– Здесь покоятся родственники моего отца Карабановича – мама, сестра и племянницы, – рассказала дочь партизана Галина Вацлавовна. – Отца тогда дома не было – он служил связным в партизанском отряде. 30 января 1943 года утром мама с внуками и дочкой были дома, сидели на печке. Так они там и погибли вместе с детьми. В первые послевоенные годы мы приезажали на месты бывшего Перхурово каждый год, несмотря на то, что никто здесь не остался и все разъехались по разным уголкам. А моя семья – мама и папа – после войны поселились в Фаниполе. Думаю, что те, кто сегодня не с нами, хотели бы одно: чтобы этого больше не повторилось и их потомки были бы счастливы.
Рекомендуем


