Учитель или мучитель? Психолог рассказала о буллинге в школе
Говоря о травле или буллинге в школе, невольно рождается ассоциация конфликта в детском или подростковом коллективе, но на деле не всегда так. Нередки случаи, когда зачинщиком агрессии становится учитель. Как его распознать, как реагировать родителям, чтобы защитить ребенка и как вести себя ребенку, чтобы не получить глубокую травму — расскажет «Минская правда» и детский психолог, участник Российской психотерапевтической ассоциации Маргарита Степанян.
— После семьи школа по праву считается вторым по значимости институтом социализации для ребенка. Практически наравне с родителями педагог является авторитетом в воспитании, развитии и формировании личности ученика. От его слов, похвалы, замечаний и критики зависит не только заинтересованность в учебе, но и формирование, воздействие на самооценку. Я вам расскажу две истории из моей практики, и вы либо вспомните свое ученическое прошлое, либо поймете, о чем идет речь, — начинает разговор Маргарита. — Ко мне обратились мамы двух девочек из одного класса, рассказали, что учительница русского языка и литературы выбрала себе в любимчики их одноклассницу. Та девочка шла на золотую медаль, если она вдруг не подготовила домашнее задание, то не беда, ей это прощалось, а если подготовила, то лучше всех. Другие дети не могли претендовать на 5 (речь идеи о пятибальной системе. — Прим. Авт.) и в результате всех безуспешных стараний многие утратили интерес к учебе. Именно с такой проблемой пришли обеспокоенные мамы, дочки не видели смысла в старании и не понимали, зачем выполнять домашнее задание, потому что даже если не будет ошибок, отметки выше 4 не жди! Другая история про учительницу английского языка, которую родители попросили дополнительно позаниматься со своей дочкой. За время совместной терапии я заметила, что девочка добрая, искренняя, старательная, но внешне не красавица. На последнем учительница постоянно делала акцент. Например, если та забыла тетрадку, учительница резко реагировала: «Ты бы тетрадки дома не забывала, а то если и учиться плохо будешь, шансов в жизни совсем не останется». Могла отчитывать ее за что-то на протяжении 10 минут переливаем классом. Причина всех нареканий заключалась в личной неприязни, и хоть кол на голове теши. Признаюсь, что отрегулировать конфликт там не получилось, девочку перевели в другую школу, а мы еще два года занимались восстановлением ее самооценки и психики, — делится опытом специалист.
— Скажите, Маргарита, как ребенку распознать агрессию по отношению к себе?
— В первую очередь по ощущениям. Педагогическое насилие— это уже, увы, закрепленный в детской психологии термин, означающий психологической или физическое воздействие на ребенка. При подобной форме насилия потребности и желания ребенка никак не учитываются, а его личные границы постоянно нарушаются в грубой форме. Как именно учитель может «затравить» ученика? Давайте по пунктам.
- Крик. Повышая громкость и тембр голоса, человек как бы сигнализирует объект своего давления о тревоге и опасности, так устроена нейробиология. Если кричать изредка, например, предупреждая ребенка об опасности, это естественный и спокойный импульс для нервной системы. Если же весь учебный процесс систематически сопровождается криками, это негативно сказывается на психике ребенка, вызывая в нем постоянный стресс и потерю чувствительности к реальным угрозам.
- Оскорбление или критика. Здесь имеются в виду случаи, когда педагог не просто указывает на ошибку в уравнении нескольким ученикам в одинаковой манере, а когда оценивает личность конкретного ребенка. Фразы вроде: «Как можно быть на столько невнимательным?», «Ты ни на что не годишься», вызывают в ребенке повышенную тревожность. Из-за того, что теперь объект насилия будет считать себя плохим, а остальных хорошими, эффект будет абсолютно противоположный тому, чего хотел добиться учитель — мотивация в учебе снизится из-за боязни совершить очередную ошибку.
- Сравнивание, прилюдное унижение, обесценивание. Чтобы еще сильнее унизить ребенка, вызвать у него чувство стыда и вины, учитель не стесняется при всем классе разнести в пух и прах написанное им сочинение или нарочно выпалить: «Бери пример с Олега», «Ты что, нерусский, на каком тебе языке объяснить, чтобы понятно было?». Зачастую подобную волну «хейта» подхватывают одноклассники, и травля еще больше усугубляется.
- Оценка и критика внешности. Когда учитель оценивает внешность и делает акцент на цвете волос или ногтей, макияже или чертах лица, такая критика становится причиной безосновательной вины и неуверенности в ученике. Думаю, можно не добавлять, что, идя на урок и ожидая получить порцию стресса вместо знаний, ни о какой учебе речи идти не может.
- Обсуждение материального положения. «У вас что, денег нет форму купить?», «А денег на юбку подлиннее не хватило?», «Родители на пенал не заработали?», «Давайте всем классом скинемся и купим Сергею ручку». Подобные фразы — опосредованная психологическая манипуляция, которая в действительности направлена на недовольство родителями, а не учеником.
- Применение физической силы. Учитель может нарушить не только психологические, но и физические границы ученика, «прикладываясь» указкой, дергая за воротник или «легонько» стукая по затылку. Это особо грубое нарушение прав личности, которое называется насилием. В данной ситуации мобильному телефону с камерой можно обрадоваться и сказать спасибо, так как оперативно снятое видео одноклассниками может положить конец учительскому давлению.
— В чем причина «буллинга» со стороны учителя?
— Причина может быть вызвана несколькими факторами: желанием быстро достричь результата в образовательном процессе; укрепить свой авторитет в глазах учеников или попросту выплеснуть агрессию от своей личной травмы. Зачастую люди с низким уровнем стрессоустойчивости и невозможности себя контролировать, постоянно срываются. Явными сигналами вышеперечисленных факторов будут оправдывающие себя фразы от педагога: «Я практикую чрезмерную строгость и в моем классе жесткая дисциплина, именно поэтому ученики достигают высоких результатов»; «Дети меня не боятся, а уважают». Но часто все эти оправдания лишь маска реальной проблемы в личной жизни педагога, которую он не может решить, в результате чего выплескивает гнев на детей.
— Как действовать родителям, чтобы спасти ребенка от учительского произвола?
— Первый совет — общайтесь со своими детьми. Не ограничивайтесь типичными вопросами об успеваемости, старайтесь говорить о чувствах и тревогах, о беспокоящих его вещах, а не вас. Научитесь выстраивать отношения, построенные на доверии и поддержке. Иначе ребенок будет считать свои проблемы придуманными, неважными, а внешнее обесценивание приведет лишь к замалчиванию и «внутреннему воспалению». Учите ребенка выстраивать личные границы в любой коммуникации с различными людьми, он должен знать, что имеет права, которые никому нельзя нарушать. Если вы видите по дневнику, что успеваемость резко снизилась по одному предмету, без обвинений постарайтесь выяснить причину, еще советую обращать внимание не только на отметки, но и на то, как ваш ребенок отзывается о том или ином учителе. Когда вы узнали о травле в адрес вашего ребенка, не бойтесь, что сделаете хуже своим вмешательством. Если учитель относится к вашему ребенку предвзято, хуже уже не будет. Ситуацию может усугубить только ваше молчание, потому как ребенок и дальше будет повергаться ежедневному давлению. А вы как никто другой отвечаете за эмоционально благополучие своих чад. Мой вам совет — поговорите с учителем спокойно, без агрессии. Попробуйте разобраться в ситуации, вам нужно понять, что происходит и объяснить, что ваш ребенок страдает. Если педагог юлит, винит вашего ребенка и всячески отговаривается, говорите с классным руководителем, с завучем и директором. Пусть они знают вашу позицию, донесите ее весьма четко до них. И если вам не удалось повлиять на учителя, то это сделают они, на отношение учителя к детям обратят внимание другие родители, угнетатель будет взят на всеобщий контроль. В зависимости от результатов в ближайший месяц-два будет видна динамика в отношениях, и вы увидите изменения в ребенке. Если учитель не осознает свое поведение, не перестанет оказывать давление на ребенка, то вам придется задуматься о переводе. Но в большинстве случаев в моей практике скажу, что после разговора «по душам» с родителями, учителя пересматривают свою позицию.