Глуховщина: деревня у города, где время течет иначе

Название бывает обманчиво. Так получилось и с Глуховщиной. Это вовсе не глухой угол, как можно подумать, а уютный уголок в пяти минутах езды от города-спутника Дзержинска. Коренных жителей здесь почти не осталось – счет идет на единицы. Но сегодня деревня переживает тихое возрождение: ее оценили те, кто ищет спокойствия за городом. Как живется на селе с двумя десятками жителей – в нашем репортаже.
Здесь всего одна улица – Центральная. Вдоль нее тянутся дома: от деревянных хат до новостроек. С одной стороны – все атрибуты сельской жизни: аисты, облюбовавшие себе уголок, пасущиеся на лугу козы, вольготно разгуливающие по деревне куры. С другой – новые дома, туйки вместо цветников и газоны.






От фольварка до современности
Летопись деревни восходит к началу XVIII века, когда она впервые упоминается как фольварк – родовое имение Радзивиллов. Название свое получила, вероятнее всего, по фамилии бывшего владельца земель – пана Глуховского.
В 1919 году в Глуховщине была открыта начальная школа, в которой обучалось почти полсотни детей.


В 30-е годы деревня включена в объединенный колхоз имени Ворошилова. В это время здесь работали механическая и шерстяная мастерские.
В Великую Отечественную была под немецкой оккупацией, на фронте погибли 8 жителей деревни. В 60-е годы здесь насчитывалось 124 человека, Глуховщина входила в колхоз «Красное Знамя».
К 1991 году в деревне осталось всего 20 хозяйств-дворов и 53 жителя. Сегодня постоянно проживающих и того меньше – всего два десятка человек.
Детская память о войне
– Да мы тут все «понаехавшие»! – шутят в Глуховщине. И в этой шутке есть доля правды: коренных жителей здесь почти не встретишь. Но нам посчастливилось: Александр Шиманский, уроженец деревни и ее старожил, встретил нас у порога своего дома.

– Родители мои здесь родились. И я всю жизнь прожил. Военное время помню плохо: ребенком еще был. Но мать рассказывала, что деревню в войну не разрушили, обошлось, – вспоминает Александр Антонович. – Из наших на фронте погибло восемь человек. Одна женщина жила тут, так у нее сразу двое сыновей не вернулись…
Ярко врезалась в память сельчанина и еще одна, далекая уже, история.
– В 1944 году мы, ребятишки, пошли к речке Усса. Там были военные, не наши. Купались, веселились и обронили нож. Мне он понравился, я и подобрал – ребенком еще был. Но они заметили пропажу, подняли меня за ногу, отшлепали. И делали это до тех пор, пока я не расплакался.





Перехитрили оккупантов
Известный факт: немцы бесцеремонно забирали абсолютно все, что попадалось им под руку, у мирного населения. Излишков хлеба у сельчан и так никогда не было, а семью надо было кормить. Находчивые глуховщинцы придумали план, как уберечь свое и без того скудное продовольствие.
– Мы бегали к липе, что росла в начале деревни, недалеко от дома. Дерево огромное, раскидистое, высокое. Туда залазили и прятали буханки хлеба, чтобы их не нашли фрицы.

Были времена!..
В школу глуховщинские дети ходили в соседнюю деревню Шатановщину – там была начальная.
– Потом до семи классов я учился в Ляховичах, а затем уже ездили в Дзержинск. После школы в 1958 году ушел в армию. Вернулся – братья разъехались, а я остался с матерью. Устроился в Дзержинске на предприятие, но мать настояла, чтобы перешел в колхоз. Так и проработал в строительной бригаде всю жизнь, до самой пенсии, – рассказывает Александр Антонович.




Свободного времени у сельской молодежи было мало, но вечерами собирались в клубе.
– Он находился в соседней деревне, которая раньше называлась Бразанщина, а теперь – Малая Шатановщина. Туда здание клуба перевезли из Нареек, и по выходным мы ходили на танцы.
В самой Глуховщине никаких объектов инфраструктуры никогда не было – ни клуба, ни библиотеки, ни почты, ни магазина.
Работали люди в основном в колхозе, кто-то на железной дороге или предприятиях в Дзержинске и окрестностях.
– Раньше детей много было, жизнь кипела… А теперь совсем другое время. Все изменилось. Сегодня молодежь уезжает. В деревне остались, считай, старики да приезжие, которые построили здесь дома. В основном все пенсионеры.




Жизнь – как маятник
Местной достопримечательностью деревни является родник. Чуть больше года назад его благоустроили в рамках районной природоохранной программы. Теперь он носит название «Глухоўшчынская крыніца». Сельчане постарались: вокруг родника высадили цветы, привели в порядок территорию. В знойный летний день лучше места и не придумаешь! Сюда часто наведываются гости.


Рядом с родником стоит уютная усадьба Ивановича. Хозяин не любит рассказывать о себе. Когда-то переехал в Глуховщину насовсем и обрел здесь свой второй дом.



Несмотря на возраст, встречает нас бодро и с открытой улыбкой. Сразу видно – человек с большим теплом в душе. Он с гордостью проводит по своему участку: вот аккуратные цветники, ухоженные грядки, теплица с посадками.
– Жизнь человека – она как маятник. Как только ты останавливаешься, отмерян твой век… Но пока ты движешься, идешь к чему-то, жизнь продолжается! – напутствует нас напоследок хозяин.