Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 9

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 9

Активно претворяя в жизнь национальную политику, выработанную в начале 1920-х годов, правительство Белорусской ССР рассматривало связанные с ней мероприятия прежде всего как средство окончательного формирования титульной нации. Однако развитие белорусского языка и культуры, а также открытие новых возможностей для повышения роли коренного населения в общественно-политической жизни республики приобрело не только сторонников, но и противников.

Такая тенденция обозначилась уже с декабря 1922-го, когда БССР вошла в состав СССР и отдельные чиновники этой центральной структуры увидели в «белорусизации» не только националистические проявления, но даже отказ от строительства социализма и реставрацию капитализма. Эти необоснованные обвинения подхватили местные чиновники, ученые, деятели культуры из среды еврейского, русского и других национальных меньшинств, которые рассматривали «белорусизацию» как средство насильственного распространения белорусского языка, а поэтому ее не поддерживали и при возможности даже вредили.

Более того, в ходе осуществления политики «белорусизации» нередко форсировались ее темпы, использовались административные методы проведения, нарушался принцип добровольности в использовании того или иного языка. Требование знания белорусского языка иной раз отодвигало на второй план деловые качества людей.

Такие перегибы, а также недовольство части творческой элиты республики привели к тому, что в конце 1920-х годов работа по поднятию престижа белорусского языка и культуры была приостановлена.

Не последнюю роль в изменении курса, связанного с решением национального вопроса в Белорусской ССР, сыграли теоретические разработки Иосифа Сталина, который в правительстве Ленина занимал должность народного комиссара по делам национальностей. С утверждением его у власти как единоличного политического лидера выдвинутые им идеи о процессах в национальной сфере стали определяющими на государственном уровне. С именем Сталина стали связывать классическое определение нации, причем оно носило явно идеологический характер. Общечеловеческая культура, к которой двигался социализм, изображалась им как пролетарская по содержанию и национальная по форме. Патриотизм как таковой приравнивался к национализму эксплуататорских классов и мелкобуржуазному национализму.

Иосиф Сталин – вождь всех народов СССР. Плакат 1928 года

Вместе с тем советское правительство продолжило придерживаться курса на «коренизацию» национальных меньшинств.

В этой связи во внутренней политике СССР, особенно в западных регионах, первостепенное значение приобрел «польский вопрос». Это было связано с геополитическим фактором, где не последнюю роль играла непосредственная близость Украины и Белоруссии с соседней Польшей, которая, создав за счет территорий этих республик Вторую Речь Посполитую, так и не успокоилась, занимаясь распространением враждебных взглядов по отношению к СССР.

В ответ на такую политику союзное правительство не питало симпатий к Польской Республике и рассматривало ее не иначе как плацдарм для начала империалистической агрессии западных стран на свою территорию. В этом противостоянии Москва задействовала все идеологические средства, чтобы, во-первых, подчеркнуть преимущества социалистического строя по сравнению с буржуазной Польшей. А во-вторых, показать, что советское правительство, в отличие от поляков, поддерживает малые народы на своей территории и создает им все необходимые условия для полноценного развития их языка, культуры и вероисповедания.

Немаловажная роль в этой борьбе двух систем отводилась и формированию из граждан польской национальности представителей новой формации с социалистическими взглядами и убеждениями. Ведь в стране Советов еще были довольно сильны мечты и планы о мировой социалистической революции, которая в первую очередь должна была затронуть Польшу.

Считалось очень выгодным иметь у себя польские национальные кадры, готовые присоединить свою родину к системе мирового социализма.

На волне нарастающей либерализации, начавшейся в Советском Союзе, первыми к такому эксперименту приступили жители Житомирской области, входившей в состав Украинской ССР. Уже в 1925 году польская прослойка жителей Житомирщины, при поддержке местных советов, объявила о создании Польского национального района, в состав которого вошло 25 советов – 23 польских и 2 украинских. Его центром стал поселок городского типа Довбыш. Новой административной единице присвоили имя известного польского политика и коммуниста Юлиана Мархлевского, который в то время был ректором Коммунистического университета национальных меньшинств Запада  и мечтал о том, чтобы Польша стала частью Советского Союза.

Официальная церемония открытия нового района состоялась 27 марта 1926 года. Среди почетных гостей присутствовала представительная делегация из Москвы во главе с Феликсом Дзержинским и Феликсом Коном, которые в качестве подарков привезли 2 трактора с плугами и радиоприемники. Позже и сам центр района, по настоянию жителей-поляков, был переименован в Мархлевск.

Активность польских коммунистов на Украине способствовала тому, что эксперимент по созданию польских национальных районов получил поддержку и в Белорусской ССР.

Но местная власть подходила к решению этого вопроса более взвешенно и осторожно, опасаясь повторения ошибок прошлого. Еще во время вхождения Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой поляки вели себя достаточно бесцеремонно по отношению к традициям и культуре белорусского народа, пытаясь привить ему новые ценностные ориентиры. К тому же усиление влияния польского меньшинства на коренное население не согласовывалось с проводимой в БССР политикой «белорусизации». Все это способствовало тому, что белорусские власти не торопились выполнять директивы, поступавшие из Москвы.

Места компактного проживания поляков на территории Белоруссии

Тем не менее в рамках национальной политики, одобренной Иосифом Сталиным, первые решения о проведении «коренизации» на территории Белоруссии начали претворяться в жизнь уже с июня 1924-го. Руководство страны поддержало проведение некоторых мероприятий в интересах поляков, таких как культурный обмен, открытие польских школ, газет и радио, образование отдела польской культуры при Инбелкульте.

Первоначально основной работой с поляками руководило Польбюро при ЦК КП(б)Б, официально существовавшее с 1924 по 1930 год. Его задачами было ведение точного учета польского населения в границах БССР, политическая, культурно-просветительская и антирелигиозная работа среди поляков, работа с молодежью и армейским контингентом. Благодаря инициативе этого органа уже в 1925 году в Белоруссии появились первые польские национальные советы. Однако из-за отсутствия должного финансирования, постепенного охлаждения советского руководства к идее мировой социалистической революции, наличия большого количества более насущных проблем, таких как коллективизация и индустриализация, уже со второй половины 1920-х годов результативность деятельности Польбюро стала снижаться, что привело к его роспуску.

С 1928 по 1932 год количество польских национальных советов на территории Белоруссии продолжало расти, и увеличилось с 19 до 40.

В то же время, по официальной переписи 1926 года, лиц польской национальности в БССР насчитывалось 97 208 человек. А по сведениям Польбюро еще в 1924-м их проживало около 170 тысяч. В то же время Всебелорусский Съезд поляков отметил, что в БССР их насчитывается не менее 250 000. Такая разница в цифрах стала результатом отсутствия единой методики для определения лиц польской национальности.

Белорусские поляки пользовались всеми правами наравне с коренным населением

Белорусы после заключения Люблинской унии в 1569 году около двухсот лет находилась в составе Речи Посполитой и методически подвергалась процессу полонизации и окатоличиванию. В результате среди них образовалась устойчивая прослойка, которая, приняв католическую веру, стала держаться обособленно от остальной части населения. По происхождению и месту проживания они, безусловно, принадлежали к белорусской нации, в обиходе придерживались общих сложившихся традиций и разговаривали на местном диалекте. Однако католическая церковь продолжала оказывать на них существенное влияние, что и дало повод определять их национальность по принадлежности к вере.

Считалось, что если православный, значит русский, а католик – значит поляк.

Вот почему такой шаблон, выработанный при выявлении лиц польской национальности, давал столь большие погрешности.                                                                                                                                              (Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59