Меню

Койдановские евреи ч. 31. Местечко глазами хасидов

Во второй половине XIX века молодые евреи койдановской общины стали покидать обжитые места, чтобы обосноваться там, где государственные чиновники меньше указывали, как им жить. Более организовано, целыми группами, уезжали в вынужденную эмиграцию хасиды. За границей они также старались держаться вместе, продолжая религиозные традиции своей веры, которую основал реббе Шломо Чаим (The Koidanov Hasidic dynasty).

Наиболее многочисленная община койдановских хасидов обосновалась в нижней восточной части Манхэттена (Нью-Йорк). Из этой среды вышли литераторы, которые в своем творчестве нередко обращались к воспоминаниям о милых сердцу местах, где прошло их детство и юность.

Вот, например, какие строки оставил в своих мемуарах бывший учитель хедеры Авремель Эвенчик (Авраам Эванс): «В центре штетла находилась большая рыночная площадь, на которой размещалась бакалея, магазины храбрости (лучшие товары и материалы), мастерские, хозяйственные лавки с горшками и кастрюлями, подержанной одеждой и обувью. Здесь же можно было встретить торговцев кожей и мехами. Продовольственные магазины торговали сельдью, молочными продуктами и мясом. Значительная часть экономики Койданова была связана с торговлей сельскохозяйственными товарами, особенно зерновыми, шерстью и льном. В 1899 году в местечке была построена спичечная фабрика Дружинина. На ней работало 208 рабочих. Аарон Майер Мейерсон владел и управлял одним или несколькими фабриками по производству шляп в Койданове».

По словам Авремеля Эвенчика, в то время в местечке было шесть главных улиц, которые тянулись от рынка

Две были параллельными и назывались Новоминская и Староминская. Еще две других параллельных улицы получили название Слуцкой и Рубежевичской. Улицы Виленская и Парабоцкая (или Станьковская) прерывались площадью и как бы являлись продолжением одна другой. Улица Садовая (Orchard Street) находилась недалеко от улицы Рубежевичской. Также между Новой и Старой Минскими улицами был небольшой переулок, который назывался Татарским горным. Недалеко от него находилось старое кладбище.

Известный в эмигрантских кругах писатель Авраам Рейзен в своем рассказе «Авраам Сапожник» также обращается к теме, в которой рисует незабываемые впечатления, связанные с прошлой жизнью: «Койданов проводил местную еженедельную ярмарку и гораздо большую двухгодичную ярмарку на своей рыночной площади, которая привлекала покупателей и продавцов из окрестных мест.

Во многих домах Койданова были маленькие дворы, в которых находилось место для плодовых деревьев. Сады были просторные, с наливными яблоками и больших размеров грушами

В каждом дворе содержалось небольшое домашнее хозяйство с козами и курами. Некоторые койдановцы арендовали места в лавках, чтобы продавать выращенную в домашних условиях продукцию.

Русская православная церковь занимала один конец городской площади. На другом конце находился синагогальный двор (шулхойф), который начинался на углу Слуцкой улицы. Шулхойф содержал четыре традиционные общины, а также хасидский штиебл. Главной синагогой была синагога Мойер, или Брик, в которой также размещалась синагога Клейнер, или Малая синагога. Портные, сапожники, плотники и другие рабочие Койданово посещали синагогу Шнайдер, которая была известна своими услугами. Четвертой синагогой в шулхойфе была Новая синагога. Недалеко от штетла находились также хасидский штиебл (молитвенный дом), дом ребе с внутренним двором и баня».

По-прежнему в кегилле (местной общине) большим уважением пользовались раввины. Об одной из династий второй половины XIX века рассказывает Дебора Хеллер в своих семейных мемуарах «Девушка-гусь, раввин и нью-йоркские учителя». Первым был талмудический ученый раввин Исроэль Хеллер. Его сменил раввин Аврахам Чейм Хеллер, за которым последовал его сын рабби Ичиль Хеллер.

Еще одним известным рабби Койданова того периода считался Аврааам Чейм Кассель, который был признан мудрым и великим евреем (Гадол Ба Тора). Он стал автором знаменитого комментария к Торе под названием Кхумаш Берехис

Интересные факты из жизни местечка оставил в своих мемуарах, озаглавленных «Из недавнего, но такого далекого прошлого» писатель Айзек Ривкинд. Вот что он, в частности, пишет: «Господь дал Койданову благосклонность, подарив ему красоту окружающей природы. По обе его стороны были посажены рядами сосны и березы. Койдановские семьи часто ходили сюда на прогулки по субботам, чтобы отдохнуть в долине возле небольшого ручья под названием Нетеча. Окружающие эту долину холмы были покрыты цветами и деревьями. На горе стояла старинная крепость с башнями, в которой находилась кальвинистская церковь с ухоженным садом. Крепость была полностью обсажена деревьями и растительностью. Эффектные цветы росли вдоль стен. В нескольких милях от нее стояла мельница, которая приводилась в движение от течения реки. В жаркие дни в небольших заводях купались люди. В небе парило множество ястребов и других диких птиц. Эти места располагали к уединению и отдыху».

Евреи местечка были в довольно хороших отношениях с нееврейским населением

Еще несколько интересных фактов приводит автор в своих мемуарах: «Я помню, как один иноверец делал свадьбу для своей дочери. Он подготовил кошерный стол и предложил соседям-евреям присоединиться к празднованию. На Пасху мы обменивались с ними подарками. Наши соседи по случаю приносили в синагогу подарки, деньги, свечи и текстиль. Когда кто-то из нас чувствовал недомогание, все считали свои долгом навестить больного, чтобы дать полезные советы».

Айзек Ривкинд хорошим словом вспоминает также старого кальвинистского священника, который всегда приветствовал еврейских детей в костеле, показывал им орган и остальные святые предметы. Во время молитвы в честь императора приходил и сидел рядом с раввином протоиерей (православный). Дружеские отношения были и между еврейской и нееврейской молодежью, которые собирались вместе на вечеринки.

С особой благосклонностью описывает местечко второй половины XIX века раввин Исраэль Кравиц, бывший житель штетла, а затем много лет возглавлявший Бруклинский шуль. Он называет Койданово не иначе, как «Тиферет Бахорим» (своего рода «Молодой Израиль»), который был создан и для молодежи. Начало ему положил его отец – Ров Ицхак Кравиц. Раввин Исраэль Кравиц вспоминает, что к удовольствию людей старшего поколения молодые евреи «практически вдыхали главу Танах или Хумаш».

В целом в этот период отмечалось сильное стремление молодежи к получению всестороннего образования. Особый интерес молодые люди штетла проявляли к изучению русского и иврита

В созданных кружках еврейская молодежь постигала непростой для них предмет под руководством таких опытных преподавателей русской словесности, как Маршак, Валах, Кельман, Аккон, Фейгенсон и других. Там же преподавали русский язык и идиш учителя Авраам Рейзен, Шлоймех Хаям Плимак, Йосеф Хазновиц, Ицхок Моше и другие.

Приводится и такой интересный факт: молодежь создала в Койданово тайную (не санкционированную российскими чиновниками) публичную библиотеку. Ее руководителями были Фейгл Ахрон и молодой человек по имени Валахов. Эти золотые годы, по мнению раввина, также были свидетелями динамических изменений, когда еврейская молодежь приняла идеи и движение, связанные с Хаскалах (еврейским просвещением).

В Койданово существовало довольно много организованных, а также неофициальных хоров

Еврейская община часто имела возможность насладиться субботними проповедями и «ниггуним» (религиозными мелодиями), представленными путешествующими проповедниками. Койданов был родиной знаменитого талантливого кантора Реб Файве, вдохновлявшего целое поколение койдановцев. Кантор Файве также посещал и пел для общин окрестных штеттлов. Койданов был религиозным местом для сотен хасидов во время больших праздников, особенно в период, когда Ребе Аарон возглавлял хасидский штиль (1870-1897). Как вспоминал один из его современников, «…синагоги были полны обучения, а звук Торы не прекращался день и ночь».

Об изменившейся роли женщин в еврейском обществе оставила воспоминания госпожа Фейерштготт. Она пишет об ивритской школе для девочек, которую посещала, когда росла в Койданове

Школу учредил Чаим Йехудах Мерлис, получивший немецкое образование. Он был прекрасным воспитателем, умевшим увлечь молодых девушек различными прогрессивными идеями. Занятия по сефардскому ивриту и Библии велись у него дома до середины Первой мировой войны. С началом боевых действий многие еврейские юноши Койданова были демобилизованы и служили в русской армии. Другие предпочли избежать призыва армию, иммигрировав в Америку.

Виктор УРАНОВ, по материалам сайта Джеффа Фербера

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59