Меню

Койдановские евреи. Ч. 4. Без родины, но с верой в душе

Уникальность еврейского народа состоит в том, что по всем канонам истории он давно уже должен был исчезнуть. Но, даже разбросанные по всему свету, представители этой нации проявляли удивительную живучесть и умение приспосабливаться к любым жизненным условиям.

В 70 году нашей эры, когда командующий римскими легионами и наследник императорского трона Тит Флавий разрушил мятежный Иерусалим, еврейский народ не только потерял связь со своим духовным центром, но и лишился государства. Спасаясь от преследований римлян, население Иудеи вынуждено было спешно эмигрировать во все доступные для них места. Начался печально известный «голут», или «голус», как назвали свои скитания евреи. Однако они, вопреки всем законам истории человечества, не растворились в общей массе более сильных цивилизаций, как это произошло с израильтянами, а показали исключительную крепость крови и верность своим историческим заветам, религии, психологии, продолжая подкреплять их философскими взглядами своих пророков и мудрецов. И даже не имея своего государства, евреи добились признания права называться нацией.

За время Древней, Средней и Новой истории этот народ пережил взлеты и падения, периоды бедствия и больших достижений, но в самых тяжелых обстоятельствах не терял самообладания и сохранял достоинство. Изгоняемые из одной страны, вечные странники обосновывались в другой, потом шли в третью, чтобы впоследствии возвратиться в первую, но уже в качестве победителей.

После разрушения Иерусалима группа еврейских религиозных лидеров, понимая, что их народ объединяет уже не общность территории, а принадлежность к единой религии, создала в городе Ямния высшую школу для изучения законов своей веры. К тому времени христианство окончательно оторвалось от иудаизма и превратилось в самостоятельное культовое учение. В противоположность ему разбросанные по миру еврейские общины продолжали молиться своему богу Яхве, а богослужения в храме, которые раньше проводили жрецы, было заменено молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов). На них было также возложено и управление гражданско-правой жизнью членов общины.

Около 200 года н. э. все устные религиозные законы и предания были записаны и собраны в один сборник, получивший название «Мишна». Позже он был дополнен еще одной книгой толкований дополнений, известной под названием «Гемара». В V веке эти два источника еврейской религиозной мысли вместе составили Талмуд. Этот фундаментальный труд еврейских мудрецов стал упорядоченной записью Устной Торы (часть Торы, которая была дана еврейскому народу в устной форме и передавалась из поколения в поколение), а также высказываний и диспутов еврейских мудрецов, живших в период Второго Храма и несколько столетий после его разрушения.

В это время появились важнейшие ритуальные обряды –  суббота (запрещение всякой деятельности), лунный Новый год («рош-ха-шона»), на 10-й день после него –День поста и покаяния, или Судный день («йом-кипур»), весенняя Пасха, Пятидесятница («шавуот»), осенний праздник кущей («суккот») и на 8-й день после него Симхат Торы (праздник веселия Торы).

В 410 году варварские племена вестготов захватили Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр свергнул последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа. Так завершилось многовековое владычество Рима. Это событие ознаменовало начало эпохи Средневековья и развития феодализма в западноевропейской части континента. На его территориях стали создаваться самостоятельные королевства, что открыло новые возможности для эмиграционных процессов еврейских общин.

Одними из первых стали осваивать Европу выходцы из Средиземноморья. Они осели на Пиренейском полуострове, контролируемом вестготами и иберийцами. В начале VIII века их земли были захвачены арабами. В завоеванной мусульманами Испании сложились особенно благоприятные условия для жизни евреев. В основном такая ситуация наблюдалась в христианских государствах Испании вплоть до конца XIV века. В этот период представители жившей там еврейской общины стали известны как сефарды. В средние века они считали себя иудейской элитой, поэтому центр еврейской мысли и культуры в X–XI вв. переместился из Вавилонии в Испанию.

В отличие от своих соотечественников в других частях Европы, испанские иудеи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Сефарды не отращивали бороду и своей одеждой мало чем отличались от окружающих, говорили же на иудео-испанском наречии (ладино).

Примерно в 800-х годах на территории современных Франции и Германии Карлом Великим, королем франков, был создан конгломерат народов, получивший название Священной Римской империи. На землях этого могущественного государства обосновалась еще одна еврейская община, за представителями которой со временем закрепилось название «ашкенази». Они общались на идише, специфическом языке, основанном преимущественно на немецком и иврите. Германские евреи тоже считали себя элитной ветвью еврейского народа. Они нередко подчеркивали свое превосходство над сефардами, заявляя, что их достоинством является не только высокое интеллектуальное развитие, но и такие качества, как немецкий шарм и еврейская скромность.

Все эти споры в конечном итоге привели к тому, что между сефардами и ашкенази уже в Средние века наметились серьезные разногласия. Две общины жили на одном континенте, но держались обособленно друг от друга, смешанные браки между ними были крайней редкостью.

В VII веке на исторической арене возникло, а через 300 лет бесследно исчезло огромное и мощное государство, известное как Хазарский каганат. Его территория, первоначально располагавшаяся в Приазовье и Нижнем Поволжье, затем значительно расширилась за счет грабительских набегов. Таким образом, каганат стал контролировать важнейшие торговые артерии, проходившие с севера и востока. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Такие преимущества, включая выгодное для развития торговли месторасположение столицы хазар, города Итиля, быстро оценили представители иудейского мира. Сюда из разных уголков мира стали стекаться многочисленные еврейские общины.

Среди них появилось влиятельная прослойка купцов-рахдонитов. В отличие от своих соплеменников, они не придерживались строго Священного Писания, которое регулировало жизнь их народа. Поэтому со временем стали допускать смешанные браки между женщинами-еврейками и местными знатными хазарами, являвшимися на то время язычниками. Согласно заповедям Торы, такие семейные союзы не признавались, а мужья в них считались гоями (иноверцами). Чтобы исправить положение, жены-иудейки принуждали своих избранников переходить в их веру. Таким образом, богатые иудеи подчинили своему влиянию всю верхушку власти в каганате, а через них добились распространения своей веры в пределах огромной империи.

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии, после чего в империю стали стекаться иудеи из разных мусульманских стран и Византии. Это был беспрецедентный случай, когда мирным путем евреи смогли подчинить своему влиянию целое государство.

Однако принятие иудаизма каганом и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях и не принявшей новой веры. Между ними разгорелась борьба за власть, ослабившая силу каганата. Окончательный удар по хазарам нанес киевский князь Святослав. В 965 году его дружинники срубили ладьи и спустились по Оке и Волге к Итилю, разграбив его и окончательно разбив войско кагана.

Захватив богатую добычу, победители увели в Киев большой полон из числа евреев и хазар. Впоследствии они расселились по Руси, в том числе в Киеве и Крыму. Таким образом, образовался еще один крупный центр иудаизма. В дальнейшем обстоятельства сложатся так, что евреи-хазары вместе с европейскими сефардами и ашкенази разными путями начнут осваивать территории Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

Продолжение следует

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59