Меню

«Взгляд депутата» с Александром Чаганом». Стратегия на будущее

Как мы уже анонсировали в прошлый раз, на этой неделе более подробно остановимся на некоторых предлагаемых изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь. Обсуждение, к слову, в нашем районе идет достаточно активно и продолжает набирать обороты. Жители региона звонят, пишут, высказывают свои замечания и конструктивные предложения в общественной приемной, в ходе диалоговых площадок и встреч в трудовых коллективах. И я уже могу с уверенностью сказать, что у наших граждан сложилось четкое понимание значимости референдума и сформировалась осмысленная позиция по вопросу обновления Основного Закона.

И все же для начала я хочу остановиться на причинах, обусловивших необходимость новаций в Конституции. Сразу отмечу, что Основной Закон, по которому сегодня живет страна, не требует коренной корректировки. За 25 лет он показал свою эффективность. Многие воспринимают нынешний уровень благосостояния, возможность зарабатывать и развивать свой бизнес без бандитизма как нечто само собой разумеющееся. Но изменились внешние и внутренние условия — политические и экономические, сам наш народ изменился, выросло несколько новых поколений, одно из которых можно смело назвать «детьми независимости». И государство слышит запросы общества, которое осознает необходимость сделать следующий шаг в развитии суверенной Беларуси, сохранив все лучшее из достигнутого.

Речь о необходимости изменений Конституции и политической системы в целом идет у нас еще с 2016-го. Но последние годы отчетливо показали, что белорусское общество изменилось, оно повзрослело, стало самодостаточным. И проект Конституции создает новые возможности, социальные лифты. Если вы возьмете преамбулу, несколько статей, посвященных исторической памяти, исторической политике, — это и есть каркас белорусской национальной идеи и национальной идеологии как системы ценностей для всех. На мой взгляд, это ответ на негативные тенденции   глобализации современного мира, девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе — семьи и брака, национальных культур и духовно-исторического наследия. Стратегия на будущее — в этом самое важное значение проекта Конституции.

В Основном Законе будут закреплены главные принципы   белорусской модели общественного развития — сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика и христианские ценности.

Ну а в проекте новой Конституции изменения уже начинаются с преамбулы, которая дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества. На мой взгляд, это ответ на негативные тенденции глобализации современного мира, девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе – семьи и брака, национальных культур и духовно-исторического наследия.

Помимо преамбулы, претерпели изменения раздел 1 и 2 Конституции. Очень важным представляется дополнение в статью 15 о том, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Думаю, не нужно объяснять, что для нас значит Великая Победа, какой ценой она была добыта, и как сегодня пытаются переписать эту страницу нашей истории.

Статья 18 дополнена следующим положением: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств». Исключена ныне действующая позиция нейтралитета страны, и в ходе общения с нашими гражданами по этой статье поступает масса предложений и уточнений. В частности, предлагается прописать, что Беларусь входит в ОДКБ и военно-стратегический союз с Россией, оставаясь при этом мирной страной. А последние события в Казахстане еще раз показали, что в современных условиях речи о нейтралитете уже вестись не может. Только сильная страна вместе с сильными союзниками способна противостоять внешним угрозам, в том числе гибридным.

Статья 21 дополнена интересной и нужной, на мой взгляд, позицией: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства». В ныне действующей Конституции мы больше внимания уделяли правам граждан, здесь же речь идет уже и об обязанностях.

Статья 28 также получила развитие: «Государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании». Я считаю, данная новелла обязательна в Основном Законе в эпоху цифрового информационного пространства, которое несет в себе не только комфорт, но и целый ряд угроз личной безопасности.

Статья 32, по-моему, одна из самых обсуждаемых сегодня: «Брак как союз женщины и мужчины». Многие предлагают дополнить эту норму фразой «по рождению», чтобы исключить разночтения. На встречах мы тоже обсуждали этот посыл, звучали разные мнения, тем более что и в нашем районе есть люди, сменившие пол. Но раз предложение поступило, оно будет передано в комиссию.

В этой же статье есть и другие существенные дополнения. «Супруги имеют равные права в браке и семье. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». И если положение о равноправии полов уже давно стало реальностью, то норма о воспитании подрастающего поколения является очень важной. В противном случае уже в самом обозримом будущем мы получим общество манкуртов, не знающих своих корней и легко принимающих чужие ценности.

Статья 32 теперь уже конституционно закрепляет положение о государственной поддержке семей с детьми и детей-сирот (хотя в нашей стране эти позиции и без того очень сильны). Кроме того, добавлена норма, декларирующая создание необходимых условий для всестороннего развития и самореализации молодежи. Но, на мой взгляд, такие условия уже во многом созданы в Беларуси, главное – иметь желание приобретать новые навыки и компетенции, стремление трудиться, что реализовать себя как личность.

В целом же эти разделы проекта Конституции декларируют сохранение социальной направленности государства со всеми действующими в этом отношении государственными гарантиями (право на собственность, жилье, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и защиту и т. д.). И именно этот посыл всегда рассматривается на встречах с гражданами как важнейший и близкий каждому из нас.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59