Меню

Молодой специалист Алеся Брагинец — о джазе, математике, педагогике и четкой жизненной позиции

Алеся Брагинец — личность разносторонняя: эстрадный исполнитель, джазовая вокалистка, автор песен, участница различных музыкальных конкурсов и проектов, а также молодой педагог Дзержинской детской школы искусств. В одной беседе сложно рассказать обо всех ее увлечениях. Сегодня поговорим о джазовой музыке, театре, математике и четкой жизненной позиции.

 — Алеся, ты занимаешься творчеством с самого детства. Кто открыл твой талант? Каких педагогов вспоминаешь с благодарностью?

— Да, творчество в мою жизнь вошло очень рано, с четырех лет. Сейчас мне 19, но за это время я успела поработать со многими талантливыми преподавателями.

В детстве я занималась вокалом в образцовой студии Дзержинского ГДК «Задоринка». Это был первый опыт знакомства со сценой. Было и участие в спектаклях Белорусского государственного академического музыкального театра, где я узнала, насколько интересной может быть актерская работа на большой сцене с живым оркестром.

Многое сделала для меня Ольга Юрасева, когда пришла работать в СШ №4, где я училась. Мой учитель в музыкальной школе Татьяна Жук помогла мне совершенствовать навыки игры на фортепиано.

А на пути владения вокалом первооткрывателем моих способностей считаю педагога Юлию Быкову. Ее методика была максимально направлена на бережное и правильное развитие голоса. Она привела меня в  мир джаза и именно она помогла в сочинении первых песен.

Каждый педагог вкладывал в меня частичку своей души,  кирпичик своего профессионализма. И из этих кирпичиков в итоге была возведена стена моих личных побед

— Музыка была не единственным твоим увлечением. Почему отдала предпочтение именно этому направлению при выборе будущей профессии?

— Выбрала я эту профессию не случайно. Моя личность формировалась под сильным влиянием музыкальной среды, и  представить свою жизнь без музыки было просто невозможно. Однако главным конкурентом была математика.

Я очень любила эти уроки. И у меня получалось заниматься математикой дополнительно, даже несмотря на то что очень часто приходилось пропускать занятия из-за концертов и репетиций. Мой главный наставник на этом пути — Елена Дедейко, с которой мы каждый год готовились к олимпиадам и научным конференциям. До сих пор вспоминаю эти занятия, ведь они дали мне очень много, способствовали развитию логического мышления в целом.

Но потом Юлия Быкова, мой педагог по вокалу, предложила мне поступить в музыкальный колледж после 9-го класса. Я в последний момент уговорила родителей разрешить мне  просто попробовать поступить, прочувствовать, каково это. Тогда был большой конкурс на мою специализацию «искусство эстрады (пение)», но я прошла и оказалась в первой тройке поступивших.

— Почему выбрала именно эту специальность? Чем она тебя привлекла?

— Мне больше всего нравился вокал. Во многом потому, что это самый подвластный мне способ музыкального самовыражения.

Я чувствовала, что когда пою, люди слышат мой эмоциональный посыл, они проживают композицию вместе со мной. К тому же в момент поступления вторым моим главным интересом было сочинение песен

После успешного поступления пришлось решать: я остаюсь в школе или иду в колледж? Взвесив все за и против, поняла, что готова к новому этапу. Я сообщила всем, что документы из колледжа забирать не буду, пойду на другую ступень обучения приобретать свою первую профессию.

О принятом решении абсолютно не жалею и подтверждаю готовность брать ответственность за свои действия.

— Как отреагировали родители на твое решение оставить школу и посвятить свою жизнь музыке?

— Решение было принято в последний момент, в день выпускного после 9-го класса. Конечно, каждый родитель хочет для своего ребенка стабильного и понятного будущего. Но отговаривать и препятствовать моему решению не стали, обсудив все нюансы, они полностью поддержали меня.

— Кстати, кто-то еще в семье связан с музыкой, с творчеством?

— Брат Илья окончил музыкальную школу по классу цимбал и очень плотно участвовал в театральной деятельности. Он постоянно в школе занимался звукорежиссированием, но свою жизнь связал с информатикой. Мой дядя — профессиональный актер, работает в Театре белорусской драматургии. У бабушки был хороший певческий голос. А вообще музыку и театр любит вся семья.

— Обучение в колледже сильно отличается от учебы в школе. Расскажи, с какими трудностями столкнулась?

— Учиться было достаточно трудно. Не было четкого и удобного расписания. Чаще всего приходилось быть в колледже с 8.00 до 20.00. Однако с детства я привыкла к большим нагрузкам, это мне и помогло.

Особенность обучения? Большой объем самостоятельной работы, разнообразие форм и частая сдача  зачетов с последующим обновлением репертуара. Да, это порой изматывало, но о выбранном пути ни разу не пожалела.

— Сейчас ты работаешь в Дзержинской детской школе искусств, которую сама когда-то успешно окончила. Как получилось вернуться сюда уже в качестве преподавателя?

— Я обучалась на третьем курсе колледжа, когда мне позвонила директор Дзержинской детской школы искусств и предложила пойти учителем нового эстрадного отделения. Я согласилась. Последний год обучения в одном городе совмещала с работой в другом. На данный момент я так и продолжаю работать на эстрадном отделении педагогом по эстрадному вокалу.

 — Несмотря на то что ты работаешь уже второй год, все еще считаешься молодым специалистом. Что отличает работу педагога?

— Самое основное — это большая ответственность.

У меня была и остается главная цель: делиться с детьми любовью к музыке, показать им, что музыка может быть интересна каждому, помочь раскрыть свою уникальность и индивидуальность

И я считаю, что мне это удается, встречаю понимание со стороны учеников. Продолжаю учиться сама. Все самые актуальные знания я сразу же передаю воспитанникам, пропуская через себя.

— Сама еще будучи студенткой, наверняка, испытывала какие-то страхи в самом начале педагогической карьеры?

— Вначале я очень боялась ошибиться, чувствовала огромную ответственность перед детьми. Ведь они воспринимают мир таким, каким его показывают учителя и родители. Пришлось много узнавать о детской психологии и игровых методах обучения, навыках общения и т. д.

— Как коллектив музыкальной школы встретил молодого специалиста, да еще и бывшую ученицу?

— Все коллеги были мне знакомы, и я понимала, что иду работать в коллектив, который меня воспитал в профессиональном плане. Конечно, на новом эстрадном отделении помощи ждать было особо неоткуда, нужно было создавать все с нуля. И здесь особенно удачным оказалось сотрудничество с Александром Мартынюком, заведующим эстрадным отделением, с которым удавалось моментально воплощать все новые идеи. Основной концепцией эстрадного отделения мы выбрали коллективное творчество, где ребята будут на сцене помогать друг другу в качестве аккомпаниатора или бэк-вокала.

Тем самым мы ставим цель вырастить не только вокалистов или гитаристов, а универсальных музыкантов, которым не составит труда влиться в музыкальную группу в любой роли

— Как ученики относятся к 19-летнему педагогу? Удалось ли найти контакт, оставаясь в рамках четкой субординации?

— С ребятами постарше общение доверительное, но и профессиональные требования у меня к ним более высокие. Я разговариваю с ними на равных, и они прекрасно понимают все требования, но соблюдая субординацию. Справиться с детьми помладше бывает сложнее — первое время они воспринимают меня как старшую сестру. Им я доношу информацию в игровой форме и одновременно четко объясняю, что я педагог и мы пришли учиться.

— А когда видишь, что ребенка абсолютно не привлекает музыка, но его родители настаивают на посещении музыкальной школы?

— Я пришла к выводу, что каждый человек может научиться музыке, но для этого необходимы определенные усилия. Тем не менее постичь базовые навыки может каждый.

Как педагог, в подобной ситуации предложила бы ребенку попробовать. Постаралась бы расположить к себе, позанималась некоторое время и посмотрела бы на наш прогресс. Если удалось заинтересовать и вопрос был лишь в страхе перед новой деятельностью — продолжаем заниматься. Если нет — идем к родителям, расставляем все по своим местам и выясняем, уверены ли они в том, что их ребенку нужна музыка.

— Работа отнимает у тебя много времени и сил. Не боишься профессионального выгорания?

— Наверное, творческие люди, как никто другой, этому подвержены. Нужно просто научиться жить в таких условиях, а не бороться с ними. Простой пример — волнение перед выступлением. С ним не надо бороться, оно никуда не исчезнет, это нормально.

Все артисты с мировым именем говорят, что каждый выход на сцену для них сопровождается  волнением. Единственное, что действительно важно, — научиться контролировать эти эмоции и обращать себе во благо

Когда я переживаю очередное выгорание, я пытаюсь все это расписать в блокноте, чтобы понять, из-за чего именно возникла данная ситуация. Чаще всего выясняется конкретная причина, и приходит осознание, что нужно исправить всего-то один момент.

— Планируешь ли ты реализовать себя профессионально еще в каком-либо виде творчества?  

— По окончании отработки я планирую продолжить обучение в музыкальном направлении, но только там, где звучит джаз. У нас больше популярны классика, эстрада, а джазовое направление, к сожалению, практически не развивается. Возможно, пойду по джазовому вокалу или сконцентрируюсь на сочинении  песен. Пока вопрос открытый. Джаз — это больше про творчество, где теряется связь с реальностью, и куда заведет следующий день — всегда остается загадкой. К тому же можно заняться созданием композиций для других музыкантов. Но это лишь планы, как и поступление на англоязычное обучение.

— А нет в этих планах мечты создать собственную музыкальную студию?

— Хочется, конечно, открыть свое музыкальное пространство. Тем более что я понимаю: спрос на это есть, особенно в Дзержинске. Здесь живет много людей, которые хотят глубже заниматься музыкой, в том числе в рамках частной школы. Эта идея у меня давно, но пока сама хочу сделать упор на учебу и саморазвитие.

— Я знаю, что ты человек разносторонний. Какие у тебя есть еще увлечения, помимо музыки?

— Я обожаю читать книги. Люблю английский язык, его звучание. Пишу песни на английском и белорусском, начинаю развиваться в аранжировке. Играю на фортепиано и гитаре, еще учусь играть на барабанах — решила в какой-то момент, что мне не хватает ритмической музыкальной основы.

Помимо песен, пишу стихи, с недавнего времени — участник народного литературного клуба «Выток» при Центральной районной библиотеке.

Когда-то серьезно увлекалась прическами, даже окончила курсы. Говорят, получается довольно неплохо. Но, конечно, все только на любительском уровне. Я чувствую большую ответственность перед  людьми, которым хочется  выглядеть идеально по случаю и без и которые доверяют мне.

С переменным успехом хожу в тренажерный зал, очень интересует тема здорового образа жизни. Правда, стабильно заниматься получается только летом и на каникулах, однако домашние тренировки присутствуют постоянно.

— Открой секрет: как удается все совмещать и при этом оставаться в ресурсе?

— Лучший отдых — это смена вида деятельности, так мне всегда говорила мама. Мне проще, когда я занимаюсь многими вещами по чуть-чуть, но каждый день, постепенно приходя к определенным результатам.

Я не зацикливаюсь на глобальных целях, стараюсь разделять их и медленно, но верно двигаться к их достижению

Для меня  сейчас просто жизненная необходимость  каждый день узнавать что-то новое и интересное в разных сферах. Без этого я уже просто не могу.

— Основу твоей нынешней «многозадачности» заложило детское воспитание?

— Да, именно так. Если бы этой многозадачности не было в детстве, не была бы я сейчас такой, какая есть. Я очень благодарна за это своим родителям, ведь, по сути, с четырех лет у меня уже было понятие четкого графика.

А потом в моей жизни появился театр. Будучи совсем маленькой, я работала на сцене с профессиональными артистами, участвовала в репетициях на равных со взрослыми. Репетиции, спектакли… Но я ни разу не сказала, что не хочу этим заниматься, потому что получала колоссальное удовольствие.

— В чем, по-твоему, главный секрет хорошего музыканта?

— Скорее не секрет, а золотое правило — постоянное саморазвитие. Многие ошибочно считают, что успешным музыкантам просто повезло родиться талантливыми. На самом деле за успехом стоит огромная постоянная работа. Поэтому секрет здесь такой — ежедневное саморазвитие и актуализация знаний.

Как только человек, будь то преподаватель или просто музыкант, решил, что знает все, — ему срочно нужно уходить из профессии

Мы не можем знать всего, музыка объемна и многогранна, в ней столько разных стилей и жанров… Но нужно стремиться все это постичь.

Текст: Алина Шакаль, фото автора и из личного архива героини

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59