Койдановские евреи ч. 20. Радзивиллы и кальвинизм
Николай Христофор Радзивилл (Перун) (1547–1603) оставил после себя двух наследников – Януша и Христофора Николая. Они и продолжили традиции биржанской линии Радзивиллов. По-разному сложилась судьба этих представителей богатейшей династии магнатов Великого княжества Литовского.
Старший сын Януш (1579–1620) появился на свет во втором браке Николая Христофора Радзивилла с Катериной Острожской, дочерью воеводы киевского Константина Острожского. От третьего брака с Катериной Тенчинской, дочерью воеводы Сандомирского и Краковского Станислава Сангушко, родился сын Христофор Николай (1585–1640). Несмотря на знатность рода, баловнями судьбы их не назовешь.
Отец, видный полководец и ярый сторонник кальвинизма, воспитывал детей в строгости нравов, суровой дисциплине и аскетизме, как требовало учение Жана Кальвина
О Януше сохранилось совсем мало сведений. Известно, что он был смышленым и любознательным мальчиком, получившим в детстве прекрасное домашнее образование. Дальнейшую учебу продолжил в кальвинистской школе, а затем прослушал курс наук в Страсбургском и Базельском университетах. Будучи студентом, много путешествовал по Европе, знал несколько иностранных языков.
В 21 год Януш Радзивилл женился на православной княжне Софье из знатного рода слуцких Олельковичей. С восьми лет она была сиротой и воспитывалась своими дальними родственниками Юрием, а затем Иеронимом Ходкевичами. Юная княжна была богатой наследницей, поэтому расчетливые Радзивиллы, несмотря на различие в вероисповедовании жениха и невесты, решили завладеть землями Олельковичей, включив их с помощью брака в состав своих владений. Поэтому Януш не испытывал особых симпатий к молодой жене, руководствуясь в брачных отношениях сугубо корпоративными интересами своей семьи.
Тем не менее они в мире и согласии прожили более 10 лет. Все попытки Софии родить ребенка заканчивались неудачей, а во время третьих родов она скончалась. Все владения жены перешли в наследство супруга, и он стал самым богатым магнатом в Великом княжестве Литовском.
Януш продолжал успешно продвигаться по служебной лестнице. Его не привлекала военная служба, поэтому свои способности он в полной мере проявил на государственной службе
Будучи неоднократно избранным послом в сейм Речи Посполитой, Януш не боялся открыто высказывать критику в адрес политики короля Сигизмунда III Вазы, стремившегося к ограничению религиозных и политических прав некатолической части населения ВКЛ. Между ними назрел конфликт, который вылился в рокош – вооруженное выступление против короля в случае ограничения им законных прав и интересов шляхты. Военное противостояние не принесло успеха ни королю, ни рокошанам, поэтому между ними было заключено перемирие, устраивающее обе стороны.
Понимая, что разногласия на этом не исчерпаны, и злопамятный король не оставит его в покое, Януш приобрел большое имение недалеко от немецкого города Лихтенберг и навсегда покинул родину
В отличие от своего сводного брата, Христофор (Кшиштоф) Николай Радзивилл посвятил свою жизнь ратному делу
Вместе со своим отцом, великим гетманом литовским и воеводой виленским, он уже в юношеские годы испытал тяжесть военных походов. В 24 года, когда началась затяжная война с Россией (1609–1619), ему доверили командовать литовско-белорусскими хоругвями, которые успешно отражали атаки противника на восточных рубежах. Его полководческий талант еще ярче проявился во время войны со шведами, когда Христофор смог отбить у агрессивного северного соседа несколько занятых ими крепостей. А затем, в 1622 году, разбил превосходящее по численности шведское войско, которым командовал король Густав II Адольф. Когда началась осада Смоленска в период русско-польской войны (1632–1634), Христофор со своими войсками вовремя успел прийти на помощь защитникам города, сорвав все стратегические планы неприятеля.
Как и все Радзивиллы биржанской линии, Христофор был таким же ярым сторонником кальвинизма, но открыто в конфликт с католиком-королем Сигизмундом III Вазой не вступал. Со своими единоверцами он продолжал распространять учение французского теолога Жана Кальвина на белорусско-литовских землях. Кальвинизм в Великом княжестве Литовском имел совершенно иную социально-классовую основу по сравнению с государствами Западной Европы. Его опорой был не народ, а часть средней шляхты и мещане, которые выступали против роскоши и высоких податей в костелах, установления «юридик» в городах и местечках и упрощения религиозной обрядности.
Во второй половине XVI века, вслед за Радзивиллами, кальвинизм приняли представители таких известных магнатских фамилий, как Сапеги, Кишки, Ходкевичи, Тышкевичи, Соломерицкие, Дорогостайские и другие.
Для них это была форма выражения протеста против засилья католицизма и начавшегося в стране процесса полонизации
Благодаря их заинтересованности и поддержке, на территории ВКЛ быстро росло и количество кальвинских общин-сборов. Несмотря на занятость, не упускал из вида это важное дело и Христофор Радзивилл.
В начале XVII века большая стройка развернулась в Койданово на Кальвинщине, как успели переименовать Гаштольдову гору местные жители. Прежнее деревянное строение, приспособленное еще во времена Николая Радзивилла Рыжего под кальвинский сбор и плебанию, пошло под снос, а вместо них началось возведение кирпичного храма.
Над зданием трудились мастера и зодчие, приглашенные Радзивиллом из Европы. По их проекту был возведен великолепный кальвинский сбор в лучших традициях европейской архитектуры
Со стороны главного фасада располагалась квадратная у основания четырехъярусная башня в готическом стиле, крытая белой жестью и окантованная позолоченным орнаментом. Купол венчал крест с позолотой, а ниже, на четвертом и третьем ярусах, находились колокол и механические часы, которые, по свидетельству очевидцев, показывали точное время вплоть до 1909 года.
Внутри все помещения башни соединялись с помощью винтовой лестницы, которая вела к верхней точке купола. Второй ярус был приспособлен для хора и через балкон имел выход на огромный зал, где совершался молебен. Он мог вместить около двухсот верующих. Обстановка и интерьер храма были достаточно скромными, без всяких излишеств, как и требовала протестантская церковь. На площадке перед иконостасом возвышался амвон со знаменитой Библией, напечатанной в Бресте в 1563 году. Эта реликвия хранилась в койдановском кальвинском сборе вплоть до конца XIX века, а затем в вихре драматических событий бесследно исчезла.
Известно также, что под зданием находилась крипта – подземное сводчатое помещение, которое служило местом захоронения представителей семьи Радзивиллов. В 1913 году Койданово посетил епископ Виленский кальвинской церкви, который осмотрел склеп под алтарной частью храма и в отчетности отметил наличие там 95 погребений.
Были сведения и о том, что под землей находились тоннели, протяженностью в несколько километров, которые служили запасным выходом из крепостных стен
На стройке работали и слуцкие мастера, которые занимались возведением кирпичной стены, укрепленной 9 двухъярусными боевыми башнями. Таким образом, храм превратился в фортификационное сооружение, защищенное со всех сторон глубоким рвом, наполненным водой из протекавшей рядом реки Нетечи. Вход в крепость осуществлялся через центральные ворота, соединенные с противоположным берегом посредством подъемного моста. Все работы завершились в 1613 году.
Это великолепие успел застать в первозданном виде известный белорусский мастер архитектурного пейзажа Наполеон Орда. Посетив местечко в 1876 году, он запечатлел этот памятник средневекового зодчества в своей акварели
Следует отметить, что Кальвинский сбор вместе с центральной усадьбой князя Христофора Николая Радзивилла превратился в законченный архитектурный ландшафт, придавший особый колорит исторической части Койданово.