Меню

Все для народа. История КБО на Дзержинщине (часть 4)

К середине 1930-х годов артельное производство окончательно доказало свою состоятельность в экономике СССР. Пользуясь поддержкой государства, эти трудовые объединения продолжали успешно развивать различные виды деятельности, насыщая рынок социально значимыми товарами и необходимыми бытовыми услугами. В Дзержинске на ведущие позиции в промышленном производстве вышла артель «Объединение», показывавшая пример стабильной и успешной работы.

Неузнаваемо преобразилась и та часть улицы Красноармейской, на которой разместилось предприятие. Некогда грязная и выезженная конным транспортом, она приобрела ухоженный вид. Деревянная бесхозная конюшня, находившаяся рядом с артелью, с разрешения властей была снесена, а материалы пошли на строительство еще одного цеха по пошиву одежды.

С расширением производственных площадей потребовались дополнительные рабочие руки. Артель сама занималась подбором и подготовкой кадров на вакантные места. Преимуществом пользовались те, кто уже имел навык в швейном деле. И таких самоучек в Дзержинске было достаточно. Их закрепляли за опытными мастерами, и в течение нескольких месяцев они становились неплохими специалистами, которых зачисляли на постоянную работу в цеха и бригады. Паевые взносы и появившиеся оборотные средства позволяли закупать оборудование и обеспечивать людей работой.

Коллектив также пополнялся и за счет кустарей-одиночек, продолжавших работать на дому. Среди них были обувщики, фотографы, парикмахеры, ремонтники, специалисты других профессий

Их привлекала поддержка со стороны государства, позволявшая пользоваться различными ссудами, выделяемыми артельщикам на приобретение оборудования, получение образования для членов семьи, покупку скота и даже строительство жилья. Всем членам артели также гарантировалось получение пенсии по возрасту. Предприятие постоянно расширялось, и к середине 1930-х численность его работников увеличилась почти до ста человек.

Так постепенно формировалась система бытового обслуживания населения Дзержинска, а предпринимательская инициатива помогала воплощать самые смелые планы.

Из воспоминаний Ивана Васильевича Лобача (1914 г.р.):

«К портняжному делу я приобщился не случайно. Мое детство и юность прошли в деревне Кукшевичи. С ранней весны до поздней осени приходилось помогать по хозяйству, пасти коров и выполнять другие работы, а зимой, когда появлялось больше свободного времени, мой родственник Павел Александрович Лобач в качестве подработки шил мужскую одежду. Мне нравилось наблюдать за его работой, и, заметив мое любопытство, он стал приобщать меня к своему ремеслу. Так, будучи подростком, я стал учиться шить одежду.

В неполных 17 лет я пришел устраиваться на работу в артель «Объединение». В то время в ней работало около двух десятков человек. Они только начали осваивать производство шинелей и военной формы, поэтому требовались новые работники. Вот почему, несмотря на юный возраст, меня зачислили учеником к опытному мастеру Бельштейну. У него я быстро освоил выкройку шинелей по лекалам, после чего был направлен в цех, занимавшийся пошивом обмундирования. Заказов поступало много, поэтому приходилось задерживаться на работе. Все старались вовремя сдать готовую продукцию.

В 1937 году коллектив артели избрал меня заместителем председателя по культмассовой работе. Вместе со мной закройщиком работал Батура, а учеником у него был Павел Фадеевич Крылович.

С 1934-го по 1938 год председателем артели избирался Шемто, с 1938-го по июнь 1941 года – Кузнецов».

Одновременно с Иваном Васильевичем Лобачем членом артели «Объединение» стал Петр Павлович Ковалевский (1892 г. р.). Он рано начал трудовую деятельность. В 1913 году был призван в царскую армию. Когда началась Первая мировая война, служил в 114-м пехотном Новоторжском полку. В бою был ранен и проходил лечение в сводном эвакуационном госпитале. После выздоровления продолжил службу в слабосильной команде при Покровских казармах, а затем оказывал помощь в обслуживании раненых в санитарном поезде.

Великую Октябрьскую революцию встретил на станции Жмеринка Киевской губернии. В 1919 году вернулся домой в местечко Койданово Минской губернии. Занимался домашним хозяйством и долго не мог найти постоянную работу. Когда в мае 1928 года открылась артель «Объединение», собрал паевой взнос и поступил учеником к мастеру Гальперину. Обучившись на закройщика, долгое время работал вместе с Павлом Фадеевичем Крыловичем. По его воспоминаниям в артели шили шинели, брюки, костюмы, зимние мужские шапки. Когда началась Великая Отечественная война, Петр Павлович по здоровью не был призван в армию и находился на оккупированной территории.

Из воспоминаний Ольги Николаевны Довнар (1912 г. р.):

«В артель «Объединение» пришла работать в 1934 году. Мне посчастливилось попасть в бригаду, занимавшуюся пошивом женского платья по индивидуальным заказам. В ней работали пять человек. Закройщицей у нас была Мария Павловна Лагунович, мастер высокой квалификации, к тому же творческий человек, обладавший хорошим вкусом. Она всегда могла дать нужный совет по выбору фасона платья. Теперь у женщин появилась возможность одеваться со вкусом и по последней моде. Мы же в свою очередь также старались оправдать их доверие, поэтому швы по выкройке делали ровные и аккуратные. Под руководством Марии Павловны мы досконально освоили технологию изготовления женского платья, что впоследствии позволило нам  не только стать профессиональными швеями, но и дорасти до уровня портних».

Решая проблему национальных меньшинств на демократических основах, в марте 1932 года приняли решение реорганизовать Койдановский район в национально-польский. Местечко Койданово было переименовано в Дзержинск с приданием ему статуса города. Однако, когда в 1935 году буржуазная Польша пошла на заключение договора о сотрудничестве с фашистской Германией, советско-польские отношения значительно ухудшились. В обстановке нараставшей борьбы с «врагами народа» к политэмигрантам и лицам польской национальности стали относиться с подозрением. Начались массовые аресты функционеров польского происхождения. Не избежали этой участи и жители Дзержинска.  Основным поводом для их задержания стало обвинение в принадлежности к Польской организации войсковой, признанной шпионской. В августе 1937 года прекратил существование и польский национальный район.

Тревожные известия поступали и из Европы, где нацистская Германия открыто готовилась к осуществлению своих реваншистских замыслов.

Несмотря на сложную международную обстановку, поддержка артелей со стороны государства продолжалась

Постановлением правительства от 17 августа 1936 года их финансирование было возложено на Всесоюзный банк, который являлся одним из мощнейших финансовых учреждений СССР. При этом ставка кредита в рамках финансирования по долгосрочным ссудам, как правило, не превышала 3 процентов годовых. Такой возможностью хотело воспользоваться и правление артели «Объединение», чтобы закупить новое оборудование для расширения производства. Но этим планам не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война.

Когда стали бомбить Минск, на общем собрании было принято решение наиболее ценное оборудование и материалы передать на временное хранение всем членам артели. Остатки изделий на складах, в том числе и форму для военных, вывезли в надежное место, а затем с помощью подпольщиков передали партизанам.

(Продолжение следует)

По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59