Меню

Необоснованные реформы. История КБО на Дзержинщине (часть 7)

Промысловая кооперация в форме артелей продолжала существовать в СССР до конца 1950-х годов. Она успешно реагировала на потребительские запросы населения, в какой-то мере компенсируя постоянный дефицит товаров народного потребления. Но вскоре ее эра закончилась, что не могло не отразиться на судьбе дзержинской артели «Объединение».

В первые годы правления Никиты Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС в стране наметились явные признаки спада экономики. К тому же, провал целинной программы и непродуманная политика в сельском хозяйстве обозначили перебои с продуктами питания для населения. Цены поползли вверх, провоцируя инфляцию. Требовалось принятие срочных мер.

Но вместо устранения бесхозяйственности и волокиты в органах управления, правительство решило сделать козлом отпущения промысловые артели. Основанные на предпринимательской инициативе и коллективном управлении, они продолжали успешно работать даже в непростых экономических условиях. К концу 1950-х годов в этой системе в СССР насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 млн человек. Они производили 5,9% валовой продукции промышленности, что составляло до 40% всей мебели, до 70% всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, 35% швейных изделий, 35% обуви и почти все детские игрушки.

Артели занимались не только производственной, но и научной деятельностью. В их число входили 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два научно-исследовательских института

Вместо того чтобы сохранить и дальше развивать этот сектор экономики, Совет Министров, возглавляемый Георгием Маленковым, принял решение включить артели в состав государственной собственности. Такая мера, по мнению госчиновников, во-первых, снижала процент частной собственности в производстве, что соответствовало социалистическим принципам, а во-вторых, с ее помощью они надеялись поднять уровень хромающей экономики.

В этой связи, действуя своими обычными волюнтаристскими методами, Никита Хрущев инициировал принятие постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации». Оно появилось в печати 14 апреля 1956 года. В соответствии с этим документом к середине 1960 года промысловая кооперация подлежала полной ликвидации, а ее предприятия передавались в ведение государственных органов. Как показали дальнейшие события, это был крайне необоснованный шаг, который не дал ожидаемых результатов. Однако решения высшего руководящего органа не принято было обсуждать, поэтому на местах началась работа по реорганизации артелей.

В Дзержинском районе, не обладавшем на то время высоким промышленным потенциалом, реформированию подлежали три основные артели

В числе первых прошла передача в госсобственность активов, которые принадлежали артели «Красный штамповщик». Причем они отчуждались на безвозмездной основе. После проведения всех юридических формальностей в мае 1956 года в Дзержинске заработало новое предприятие – Дзержинский механический завод.

Несколько сложнее обстояли дела с веревочной артелью «8-е Марта». К этому времени она только начала осваивать новый вид продукции – жаккардовые покрывала, пользовавшиеся спросом у населения, однако недостаток технологического оборудования и отсутствие качественных нитей не давали ей возможность сразу же выйти на новый уровень производства. Своевременная финансовая поддержка со стороны Миноблисполкома позволила быстро решить все организационные вопросы, и к концу лета 1956 года в Дзержинске появилось еще одно новое предприятие – текстильная фабрика.

Сложнее всего решался вопрос с реорганизацией артели «Объединение». Это было многопрофильное производство, оказывавшее немало нужных и качественных услуг для населения

По инициативе первого секретаря Дзержинского райкома КПБ Альфреда Павловича Юргенсона и председателя райисполкома Петра Николаевича Гончарова было принято решение сохранить весь коллектив, достигший высокого уровня профессиональной деятельности. В этой связи основное швейное производство со всем оборудованием перепрофилировалось в швейную фабрику (решение Минского облисполкома №211 от 19 июня 1956 г.). Ее первым директором был назначен Иосиф Захарович Сироткин. Уже через год ее высококлассные специалисты освоили выпуск мужских и детских сорочек, на многие годы определивших направление работы предприятия.

Все остальные подразделения, занимавшиеся оказанием бытовых услуг, объединялись в артель «Белорусь», что не противоречило действующему постановлению. В ее состав перешли специалисты, изъявившие желание и дальше работать в сфере бытового обслуживания. Таким образом, продолжили работу цеха по пошиву мужской и женской одежды под заказ, фотоателье, мастерские по ремонту обуви и ремонту часов. Временно им выделили небольшие площади рядом со швейной фабрикой по улице Красноармейской.

Дружный коллектив цеха индпошива в минуты отдыха. 1957 год

Руководство правлением артели «Белорусь» в это переходное время сохранил за собой Вячеслав Казимирович Куликовский, его заместителем стала заведующая производством Станислава Игнатьевна Баруто. Имея хороший опыт, накопленный на прежней работе, они сумели в короткие сроки объединить вновь созданный коллектив и направить его усилия на выполнение поставленных задач.

Предприятие продолжало получать много новых заказов, поэтому неизбежно встал вопрос расширения производственных площадей. Пока приходилось работать в крайне стесненных условиях

Тем не менее ритмично работал цех по выпуску изделий массового спроса. Артель «Белорусь» пополнили лучшие закройщики и портные, занимавшиеся изготовлением женских платьев и мужских костюмов по индивидуальным заказам в духе самых модных тенденций. Старались и парикмахеры, советуя современные прически. В фотоателье начали предлагать цветные фото и портреты, а в сапожной мастерской изготавливать обувь по новым технологиям.

По мере того как война уходила в прошлое, население города и района стремилось одеваться красиво и привлекательно. Законодателями моды выступали женщины и молодежь, которые в своей одежде отдавали предпочтение ярким красочным расцветкам. Сложнее обстояли дела у мужчин. Дефицит костюмной ткани вынуждал их донашивать шинели, гимнастерки, военные кителя и галифе, заправленные в сапоги. Видя такую ситуацию, в артели «Белорусь» мастера и закройщики постоянно ставили перед снабжением вопрос о завозе новых тканей, добротных по качеству и расцветке. И по мере того, как восстанавливалась легкая промышленность, удалось решить и эту проблему.

Мужчины наконец-то смогли сменить заношенное военное обмундирование на двубортные и однобортные костюмы, широкие брюки, белые, в клетку или полоску, рубашки, кепи, плащи и пальто

Пальто, верхняя одежда мужчин и женщин шились из толстого драпа и сукна, но постепенно на их место пришли легкие плащи, пальто и полупальто, спортивные костюмы, безрукавки. Женская одежда приобретала модный и элегантный вид, яркую расцветку тканей. В моду стали входить блузки с вышивкой и юбки с красиво оформленным плиссе и гофре. Наряду со строгими деловыми костюмами весь этот гардероб для женщин и девушек обеспечивали мастерицы ателье «Белорусь». На предприятии стали применятся новые виды отделки и в пошиве изделий массового производства. Художественная вышивка выполнялась на изделиях постельного белья, на комплектах оконных занавесок, оформлялись отделкой скатерти и салфетки, полотенца, дорожки и другие заказы. Коллектив ателье «Белорусь» продолжал совершенствовать свое мастерство и расширять ассортимент продукции.

(Продолжение следует)

По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил  Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59