Меню

Что такое коррекционная физкультура и кому она нужна, делится учитель физкультуры и здоровья Елена Расторгуева

У ребенка плоскостопие, сколиоз, сколиотическая осанка… Что делать? Как исправить? Любой родитель задается такими вопросами, когда узнает об одном из подобных нарушений у своего чада. Оказывается, в Дзержинске есть кружок по коррекционной физкультуре, где работают над их исправлением. Подробностями делится учитель физкультуры и здоровья гимназии г. Дзержинска Елена Расторгуева.

– С какой целью дети приходят к вам на занятия?

– Изначально кружок был для ребят, которым необходимо улучшить качество общефизической подготовки. Но практика показала, что есть дети, которым необходима коррекционная физкультура. Большинство посещающих кружок имеют специальную медицинскую группу из-за каких-то нарушений здоровья. Моя задача их исправить, укрепить организм, улучшить подвижность суставов. С другой стороны, я хочу их заинтересовать и привлечь к спорту.


Имея специальную медицинскую группу, дети, как правило, вообще очень мало двигаются. От уроков физкультуры они освобождены, а в свободное время больше сидят в гаджетах. Вот и приобщаю их к подвижному образу жизни, параллельно работаю над исправлением нарушений


– Кружок работает на базе гимназии г. Дзержинска. А с ребятами из других школ занимаетесь?

– Посещать наши занятия может любой ребенок независимо от того, какое учреждение образования он посещает, мы доступны для всех. Чтобы попасть на занятия по коррекционной физкультуре, нужно связаться со мной, предоставить медицинскую справку об имеющихся нарушениях. И все, можно присоединяться. Хотя такие занятия, в принципе, будут полезны любому ребенку. Изначально так и задумывалось – как возможность любому улучшить свои физические качества. Ведь не каждый ребенок целенаправленно занимается каким-либо видом спорта. Или бывает, что в каком-то виде ему не хватает определенных качеств и навыков: к примеру, сила есть, но недостаточно быстроты, скорости реакции, ловкости и т. п. Посещая наши занятия, можно в целом улучшить физические показатели.

– Сколько по времени длится занятие и как часто они бывают?

– Одно занятие продолжается 60 минут. Мы с ребятами занимаемся два раза в неделю: по понедельникам и средам. Сейчас подобрали время, которое удобно конкретно для этих детей (в 14.00 и 15.00). С потенциальными новичками будем отдельно прорабатывать удобное для всех время и дни тренировок.

– Как понять, нужны ли подобные упражнения ребенку? На что прежде всего нужно обратить внимание родителям?

– Во-первых, надо понимать, какой образ жизни ведет ребенок. Ведь чем он подвижнее, тем здоровее. Если у ребенка нет никаких увлечений, кроме гаджетов, это серьезный звоночек, чтобы задуматься.


В целом рекомендую всем родителям побольше приобщать детей к совместным прогулкам и играм, активному отдыху на свежем воздухе. Чем больше ребенок бегает, прыгает, лазит, тем лучше он физически развит, у него будут здоровые подвижные суставы


Чрезмерная опека и частые фразы «ой, сюда не лезь», «это не трогай», «а здесь ты упадешь» никого не сделают крепче и здоровее. Понятно, никто не застрахован от неудач и падений. Но если ребенок хорошо физически развит, то в тех или иных экстремальных ситуациях он сможет быстро сгруппироваться и не получить травму. И учиться этому нужно с младшего возраста, потому что дальше будет только сложнее.

– К слову, для детей какого возраста вы проводите занятия по коррекционной физкультуре?

– У нас занимаются дети с 6 до 9 и с 10 до 12 лет, так как для каждого конкретного возраста свой набор упражнений. Если сравнивать с детьми, которые постоянно занимаются спортом, то на занятия по коррекционной физкультуре приходят в большинстве своем ребята с недостаточной физической подготовкой.

Детей в группе немного, поэтому удается уделить внимание каждому. Кто-то из ребят заинтересован, видно, что занятия нравятся, и сразу чувствуется отдача. Это искренне радует, и c ребенком самой интересно заниматься. Кто-то, наоборот, ходит на кружок без энтузиазма, потому что родители записали. Результаты, конечно, соответствующие, но я все равно стараюсь заинтересовать их и увлечь.

– С какими детскими нарушениями приходится работать?

– Чаще всего приходят дети с завалом стопы – плоско-вальгусной деформацией и с искривлением позвоночника – сколиозом. В последних случаях нарушения видны специалисту даже при беглом осмотре: приподнято одно плечо, бедро выше, чуть короче нога.


Перед началом занятий я всех тестирую: на что способны, где есть нарушения. И потом на те области, которые нужно доработать, подбираю упражнения


– Как проходит тестирование? На что обращаете внимание в первую очередь?

– Тестирую, как правило, в начале первого занятия. Например, прошу ребенка стать босыми ногами на поверхность, чтобы можно было оценить положение стоп со всех сторон, есть ли арка. Проверяю, насколько ребра, подвздошные кости на одном уровне, симметричны ли колени. Смотрю и позвоночник. Так, прошу ребенка наклониться, чтобы видны были все остистые отростки позвоночника. Отклонения от нормы сразу заметны.

Часто приходят дети со сколиотической осанкой, когда позвоночник ровный, но выступают бугры. Это мышечные зажимы. С ними тоже нужно работать, чтобы не допустить изменений в позвонках. Вот на эти моменты обращаю внимание у каждого. Подбираю необходимый комплекс упражнений, и начинаем работать над исправлением. Строится занятие по-разному. Чаще начинается с работы над стопой.

– Занятия по коррекционной физкультуре отличаются от обычных. Чему больше всего уделяете внимание?

– Для меня очень важна техника выполнения каждого упражнения. Стараюсь не переходить к новому, пока ребенок не выполнит все технически правильно, отработает, как говорится, от и до. Раньше на тренировках я показывала упражнения и вместе с ребятами выполняла их. Но сменила подход. Дети могут бездумно копировать движения на автомате. Другое дело, когда слышишь словесную инструкцию. Здесь нужно включать голову, с пониманием выполнять упражнения. Да и в процесс так дети начинают лучше вовлекаться. Как показала практика, этот подход положительно отражается на эффективности всей тренировки.

– У вас обстоятельный подход к занятиям. Для того чтобы понимать, как работать с нарушениями, нужно было пройти серьезное обучение?

– По образованию я тренер по фехтованию, учитель физкультуры и здоровья. После университета дополнительно прошла курс Мind & Body, освежила знания по анатомии, физиологии, биомеханике. Изучала пилатес и стретчинг. Направления привлекали, поэтому занималась ими во время декретного отпуска.

Какое-то время работала на кортах с детьми-теннисистами. Вела занятия по общей физической подготовке, стретчингу. Очень нравилось. Оказалось, с детьми комфортно и интересно. Потом захотелось основательно изучить различные детские нарушения, уметь работать с ними. Сейчас, к примеру, прохожу обучение на курсе по сколиозу, хочу углубленно изучить этот вопрос. Ранее закончила коррекционный тренинг.

На летних каникулах ездила на сборы по общей физической подготовке, познакомилась с интересной авторской методикой. Здесь был полный разбор упражнений с объяснением, для чего они нужны, на что направлены. Теперь все свои знания и опыт применяю в работе в гимназии. Рада, что могу помочь детям улучшить их физическую форму.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59