На рельсах 150-летней истории станции Негорелое. Ч. 6
Оказавшись по воле обстоятельств в приграничной полосе, железнодорожная станция Негорелое стала важным транзитным пунктом в международном сообщении из Советского Союза в Европу. Произошли изменения и в режиме ее работы. Все стало подчиняться графику движения поездов, которые нужно было обслужить быстро и качественно, а затем отправить в дальнейший путь строго по расписанию. Новым содержанием наполнилась и жизнь в самом поселке.
Стиль европейский, законы советские
С прибытием очередного пассажирского состава обстановка на вокзале напоминала кадры из голливудских фильмов. По перрону прохаживались чопорные дамы в модных нарядах и шляпках. Их сопровождали важные господа в пенсне и с тростями. За каждым из них следил оценивающий взгляд таможенника. Ведь внешность обманчива, и за обликом презентабельного гражданина мог скрываться контрабандист. В то время перевозка запрещенных товаров была обыденным делом. И такие факты на станции Негорелое довольно часто выявлялись бдительной пограничной службой.
Австрийский писатель Стефан Цвейг в книге «Поездка в Россию» признался, что ожидал увидеть в Негорелом «живописных дьяволо свирепых, вооруженных до зубов красноармейцев», как их описывали в газетах у него на родине. Но вместо них оказались военные люди, «одетые в совсем не пугающую форму, без винтовок и без всякого сверкающего оружия». Затем он продолжал: «Зал пограничной станции выглядит совершенно обычно, только вместо портретов высокопоставленных особ со стен смотрят фотографии Ленина, Маркса, Энгельса и некоторых других вождей. Осмотр делается тщательно и быстро, со всей мыслимой вежливостью. Сделав только первый шаг на советской земле, видишь уже, сколько еще нужно бороться с ложью и преувеличениями. Ничто не носит здесь характера большой строгости, жестокости, более ярко выраженного военного оттенка, чем на других границах. Без всякого резкого перехода внезапно оказываешься в новом мире».
В период с 1921 по 1939 год через станцию Негорелое в оба конца проследовали десятки тысяч пассажиров, среди которых было немало знаменитостей. Как правило, их приезд не оставался незамеченным, гостям оказывали торжественный прием с оркестром и всевозможными почестями.
Памятными были встречи на негорельской земле с известными советскими писателями Максимом Горьким, Алексеем Толстым, Михаилом Шолоховым, Всеволодом Вишневским, Александром Фадеевым, Ильей Эренбургом и другими. Как героев встречали летчиков Валерия Чкалова, Василия Молокова, Георгия Байдукова, Александра Белякова, знаменитого полярника Отто Шмидта. Радушно приветствовали проезжавших через советскую границу популярных зарубежных писателей, артистов, музыкантов, ученых — друзей Страны Советов.
На переходе Негорелое — Столбцы имелись два пути. Первый главный — широкой колеи (1524 мм) и второй главный — западноевропейской (1435 мм). Советские поезда по первому пути могли следовать до станции Столбцы. Основные пассажирские перевозки производились по союзной колее. «Транссибирский экспресс» (Столбцы — Маньчжурия) по нитке курьерского поезда №1 ежедневно пропускался с Дальнего Востока и Забайкалья через Москву, Минск и прибывал на станцию Негорелое. После проведенного в Негорелом таможенного досмотра пассажиры занимали места в своих вагонах, и поезд по первому главному пути следовал до советско-польской границы в сопровождении наших пограничников, а после перехода границы — польских. В Столбцах пассажиры пересаживались в состав поезда западноевропейской колеи №704, который следовал до Парижа.
Прибывший из Западной Европы поезд №801 направлялся по второму пути западноевропейской колеи из Столбцов до станции Негорелое, где его ожидал подготовленный к дальнему рейсу до Китая состав №14. После проведения таможенных процедур пассажиры занимали места в поезде, который следовал из Негорелого до Минска по однопутному участку советской колеи, затем на Москву и Дальний Восток.
В Минском вагонном депо производился профилактический ремонт состава из 8-9 вагонов. После этого поезд проходил обкатку на участке Минск — Борисов, затем подавался в очередной рейс в Столбцы под посадку пассажиров, направлявшихся в Советский Союз или в Китай и Японию.
Ежедневно курсировали две пары скорых поездов: №702 (2)/№ 704 (1) и №801 (14)/802 (13) сообщением Столбцы — Негорелое — Москва — Маньчжурия, при этом были заложены стоянки на станциях Столбцы (45 минут) и Негорелое (1 час 10 минут). Расписание движения поезда №702 (2) выглядело так: Столбцы (16.00 — 16.45), Негорелое (18.20 — 19.30), Минск (20.42). В поезде №801 (14) имелся беспересадочный вагон до Ленинграда.
В таком же напряженном режиме осуществлялись и грузоперевозки. На станции Негорелое была довольно развитая железнодорожная инфраструктура в составе локомотивного, вагонного, грузового и пассажирского хозяйства, где использовались установки, запитанные от электростанции. Важную роль выполняло и оборотное паровозное депо на два паровоза (серий ОВ №3747 и СУ №211-41). Один — союзной колеи, другой — западноевропейской, которые обеспечивали, в основном, маневровую работу, вывозку леса и перекатку колес.
Грузовые и международные поезда между станциями Негорелое и Столбцы передавались по второму главному пути западноевропейской колеи. В этой связи на станции Негорелое была организована перестановка вагонов на колесные пары соответствующей колеи, на путях так называемой перекатки. Также осуществлялась перегрузка грузов из советских вагонов в польские на специальной платформе.
Объемы грузов у станции Негорелое, учитывая ее техническую оснащенность, были довольно большие. Здесь перерабатывали более 200 тысяч пудов (3,2 тысячи тонн) зерна, дров и лесоматериалов.
С тех времен в Негорелом сохранилось здание электростанции. Она давала электроэнергию на все Негорелое до Колосова (тогда польского пограничного пункта). Здесь располагались два-три дизеля немецкого производства. В 1931 году на участке Минск — Негорелое была запущена электрожезловая система отечественного производства на аппаратах Трегера, действовала телефонная избирательная связь.
Охрану советско-польской границы осуществлял 1-й пограничный полк. В мае 1923 года из него был выделен 7-й особый пограничный батальон, который дислоцировался в Койданово. В начале 1924 года батальон был переустроен в 13-й пограничный отряд, который в августе 1932 года получил название 16-го пограничного отряда. В начале 1925 года в состав погранотряда вошел контрольно-пропускной пункт Негорелое, где находилась и таможня.
В 1920-х годах в поселке был создан совхоз «Негорелое», а также появилась трудовая школа (194 ученика и два преподавателя). В 1937 году открылась машинно-тракторная станция, построен гараж. В 1940 году здесь уже насчитывалось 36 тракторов.
Железнодорожники размещались в деревянных домах. Тогда иметь свою крышу над головой, пусть и в доме барачного типа, считалось удачей. На фоне других построек эти дома выделялись вишневым цветом, их и сейчас немало в Негорелом. Они в основном располагаются неподалеку от станции.
В публикации использованы материалы краеведческого исследования начальника железнодорожной станции Негорелое Марины Воронович.