Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

На рельсах 150-летней истории станции Негорелое. Ч. 6

Оказавшись по воле обстоятельств в приграничной полосе, железнодорожная станция Негорелое стала важным транзитным пунктом в международном сообщении из Советского Союза в Европу. Произошли изменения и в режиме ее работы. Все стало подчиняться  графику движения поездов, которые нужно было обслужить быстро и качественно, а затем отправить в дальнейший путь строго по расписанию. Новым содержанием наполнилась и жизнь в самом поселке.

Стиль европейский, законы советские

С прибытием очередного пассажирского состава обстановка на вокзале напоминала кадры из  голливудских фильмов. По перрону прохаживались чопорные дамы в модных нарядах и шляпках. Их сопровождали важные господа в пенсне и с тростями. За каждым из них следил оценивающий взгляд таможенника. Ведь внешность обманчива, и за обликом презентабельного  гражданина  мог скрываться контрабандист. В то время перевозка запрещенных товаров была обыденным делом. И такие факты на станции Негорелое довольно часто выявлялись бдительной пограничной службой.

Таможенный контроль на станции Негорелое

Австрийский писатель Стефан Цвейг в книге «Поездка в Россию» признался, что ожидал увидеть в Негорелом «живописных дьяволо свирепых, вооруженных до зубов красноармейцев», как их описывали в газетах у него на родине. Но вместо них оказались военные люди, «одетые в совсем не пугающую форму, без винтовок и без всякого сверкающего оружия». Затем он продолжал: «Зал пограничной станции выглядит совершенно обычно, только вместо портретов высокопоставленных особ со стен смотрят фотографии Ленина, Маркса, Энгельса и некоторых других вождей. Осмотр делается тщательно и быстро, со всей мыслимой вежливостью. Сделав только первый шаг на советской земле, видишь уже, сколько еще нужно бороться с ложью и преувеличениями. Ничто не носит здесь характера большой строгости, жестокости, более ярко выраженного военного оттенка, чем на других границах. Без всякого резкого перехода внезапно оказываешься в новом мире».

В период с 1921 по 1939 год через станцию Негорелое в оба конца проследовали десятки тысяч пассажиров, среди которых было немало знаменитостей. Как правило, их приезд не оставался незамеченным, гостям оказывали торжественный прием с оркестром и всевозможными почестями.

Памятными были встречи на негорельской земле с известными советскими писателями Максимом Горьким, Алексеем Толстым, Михаилом Шолоховым, Всеволодом Вишневским, Александром Фадеевым, Ильей Эренбургом и другими. Как героев встречали летчиков Валерия Чкалова, Василия Молокова, Георгия Байдукова, Александра Белякова, знаменитого полярника Отто Шмидта. Радушно приветствовали проезжавших через советскую границу популярных зарубежных писателей, артистов, музыкантов, ученых — друзей Страны Советов.

Известный советский писатель Алексей Толстой с женой на перроне железнодорожного вокзала ст. Негорелое. 1937 год

На переходе Негорелое — Столбцы имелись два пути. Первый главный —  широкой колеи (1524 мм) и второй главный — западноевропейской (1435 мм). Советские поезда по первому пути могли следовать до станции Столбцы. Основные пассажирские перевозки производились по союзной колее. «Транссибирский экспресс» (Столбцы — Маньчжурия) по нитке курьерского поезда №1 ежедневно пропускался с Дальнего Востока и Забайкалья через Москву, Минск и прибывал на станцию Негорелое. После проведенного в Негорелом таможенного досмотра пассажиры занимали места в своих вагонах, и поезд по первому главному пути следовал до советско-польской границы в сопровождении наших пограничников, а после перехода границы — польских. В Столбцах пассажиры пересаживались в состав поезда западноевропейской колеи №704, который следовал до Парижа.

Прибывший из Западной Европы поезд №801 направлялся по второму пути западноевропейской колеи из Столбцов до станции Негорелое, где его ожидал подготовленный к дальнему рейсу до Китая состав №14. После проведения таможенных процедур пассажиры занимали места в поезде, который следовал из Негорелого до Минска по однопутному участку советской колеи, затем на Москву и Дальний Восток.

В Минском вагонном депо производился профилактический ремонт состава из 8-9 вагонов. После этого поезд проходил обкатку на участке Минск — Борисов, затем подавался в очередной рейс в Столбцы под посадку пассажиров, направлявшихся в Советский Союз или в Китай и Японию.

Ежедневно курсировали две пары скорых поездов: №702 (2)/№ 704 (1) и №801 (14)/802 (13) сообщением Столбцы — Негорелое — Москва — Маньчжурия, при этом были заложены стоянки  на станциях Столбцы (45 минут) и Негорелое (1 час 10 минут). Расписание движения поезда  №702 (2) выглядело так: Столбцы (16.00 — 16.45), Негорелое (18.20 — 19.30), Минск (20.42). В поезде №801 (14) имелся беспересадочный вагон до Ленинграда.

В таком же напряженном режиме осуществлялись и грузоперевозки. На станции Негорелое была довольно развитая железнодорожная инфраструктура в составе локомотивного, вагонного, грузового и пассажирского хозяйства, где использовались установки, запитанные от электростанции. Важную роль выполняло и оборотное паровозное депо на два паровоза (серий ОВ №3747 и СУ №211-41). Один — союзной колеи, другой — западноевропейской, которые обеспечивали, в основном, маневровую работу, вывозку леса и перекатку колес.

Грузовые и международные поезда между станциями Негорелое и Столбцы передавались по второму главному пути западноевропейской колеи.  В этой связи на станции Негорелое была организована перестановка вагонов на колесные пары соответствующей колеи, на путях так называемой перекатки. Также осуществлялась перегрузка грузов из советских вагонов в польские на специальной платформе.

Объемы грузов у станции Негорелое, учитывая ее техническую оснащенность, были довольно большие. Здесь перерабатывали более 200 тысяч пудов (3,2 тысячи тонн) зерна, дров и лесоматериалов.

С тех времен в Негорелом сохранилось здание электростанции. Она давала электроэнергию на все Негорелое до Колосова (тогда польского пограничного пункта). Здесь располагались два-три дизеля немецкого производства. В 1931 году на участке Минск — Негорелое была запущена электрожезловая система отечественного производства на аппаратах Трегера, действовала телефонная избирательная связь.

Охрану советско-польской границы осуществлял 1-й пограничный полк. В мае 1923 года из него был выделен 7-й особый пограничный батальон, который дислоцировался в Койданово. В начале 1924 года батальон был переустроен в 13-й пограничный отряд, который в августе 1932 года получил название 16-го пограничного отряда. В начале 1925 года в состав погранотряда вошел контрольно-пропускной пункт Негорелое, где находилась и таможня.

Застава советских пограничников вблизи поселка Негорелое
Обход польской пограничной службы. 1928 год

В 1920-х годах в поселке был создан  совхоз «Негорелое», а также появилась трудовая школа (194 ученика и два преподавателя). В 1937 году открылась машинно-тракторная станция, построен гараж. В 1940 году здесь уже насчитывалось 36 тракторов.

Железнодорожники размещались в деревянных домах. Тогда иметь свою крышу над головой, пусть и в доме барачного типа, считалось удачей. На фоне других построек эти дома выделялись вишневым цветом, их и сейчас немало в Негорелом. Они в основном располагаются неподалеку от станции.

В публикации использованы материалы краеведческого исследования начальника железнодорожной станции Негорелое Марины Воронович.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59