Меню

Олег Бурсак о патриотизме, воспитании подрастающего поколения и личном примере

Любовь к Отечеству – неотъемлемая черта настоящего гражданина своей страны, своего государства. О патриотизме, воспитании подрастающего поколения и личном примере рассказал председатель совета районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Олег Бурсак.

— Олег Алексеевич, вся Ваша жизнь связана с Дзержинщиной. Расскажите немного о себе.

— Мои родители родились и жили здесь, но комсомольцами поехали поднимать целину, там уже появился на свет я. После моего рождения семья вернулась в Дзержинск. Здесь я ходил в садик, среднюю школу №3 (сейчас гимназия г. Дзержинска). Здесь же 20 октября 1982 года призывался на службу в армию – в пограничные войска. Год служил на иранской границе в погранотряде на стыке трех государств: Ирана, Афганистана и СССР. Оттуда я уже попал в Афганистан, где служил еще полтора года механиком-водителем бронетранспортера. После окончания службы вернулся домой на Дзержинщину, учился, а потом и обзавелся семьей. В 1987 году меня выбрали председателем районной ветеранской организации. На этом посту я пробыл 18 лет. Потом ее возглавлял Федор Барцевич, но после его кончины я вновь был избран председателем совета.

— Как Вы оказались в Афганистане?

— После призыва я сразу попал в учебку, где нас готовили к службе — химзащита, устройство БТР, стрельба. Через четыре месяца после сдачи экзаменов была присвоена квалификация «механик-водитель бронетранспортера. Наводчик». После учебки несколько месяцев прослужил на заставе на иранской границе. Работы было много. Дело в том, что в эти годы аятолла Хомейни, который возглавлял Иран, усиленно боролся с партией «Тудэ», поэтому было множество перебежчиков, которые стремились попасть в СССР. Обстановка была очень напряженной, даже можно сказать, тяжелой. Не было ночей, когда мы бы не выявляли нарушителей.

Потом была служба во взводе повышенной боеготовности, после расформирования которого я в составе взвода БТР попал в Таджикистан. Там прошел стажировку, а после уже – Афганистан, Кундузкая провинция, город Нанабад, где базировалась наша застава. Это была 3-я мотоманевренная группа, которая носила прозвище «Летучий голландец». Связано это было с тем, что первое время после прибытия в Афганистан ей пришлось постоянно кочевать, прежде чем обосноваться в Нанабаде. Наш призыв пришел на смену ребятам-дальневосточникам, которые составляли основу группы. Главной задачей было держать 100-километровую зону от границы Советского Союза и не пускать бандформирования к нашей границе.

Служил я на военно-командирской машине. Выезды были постоянные. С начальником приходилось даже ездить в афганский ХАД, это что-то вроде советского КГБ. Случались и ночные выезды, особенно когда поступала информация о караванах. Пытались работать с приборами ночного видения, но, к сожалению, это только усложняло работу. Но могу сказать, что время службы прошло незаметно.

— Насколько насыщенной на события был период Вашей службы в ограниченном воинском контингенте? Что запомнилось больше всего?

— Особых случаев, конечно, было много. Как-то брали караван, и нам нужно было провести эту операцию в ночных условиях. Дело в том, что в Азии ночи очень темные – не видно абсолютно ничего. Но все-таки мы придумали способ. Прожектора, которые стояли на командирском тримплексе, переставили на пулеметы. Оказалось очень удобно: и стрельбу можно вести, и ослеплять противника. Наш бронетранспорт рассредоточили по ущелью и замаскировались. Подошла банда. И когда колонна зашла в «капкан», мы перегородили ей все пути движения и включили прожектора. Бандиты попытались отбиваться, а вооружены они были до зубов. Но несмотря на это бой продлился недолго, и, слава Богу, потерь у нас тогда не было.

Мы смогли захватить несколько грузовиков с оружием. В одном из них оказался огромный сундук, который был наполнен валютой различных иностранных государств. Помню, что тогда впервые увидел фунты стерлингов. Сундук с валютой мы сдали афганскому правительству, в Советский Союз содержимое не попало. Весь процесс передачи проходил через согласование с командованием и по описи.

Был еще интересный случай. На землях, прилегающих к территории, где нами обеспечивалась безопасность, находился хлопковый завод. Бандиты захватили его и устроили там свою крепость. Соответственно хлопок, который предназначался для продажи, оказался у них. Поэтому перед нами поставили задачу — завод захватить. Несмотря на трудности, мы все-таки отбили его у противника. И вот когда в сопровождении вывозили хлопок, басмачи устроили засаду: подорвали один БТР. Место узкое, особо не проехать. А поврежденную машину нужно было вытаскивать, иначе бандиты уничтожили бы и бронетранспортер, и экипаж. С трудом удалось объехать подбитый БТР, мне пришлось надеть бронежилет, каску, и, пока наводчик стрелял, я выскочил и подцепил трос. Ребят и машину удалось вытащить.


Еще хорошо запомнилось, что противник знал все наши праздники, и на каждый устраивали свои вылазки. Обстреливали из чего только можно было. Даже случалось, что приходилось в столовой по-пластунски ползать. Оказалось, что одним из бандформирований руководил человек по фамилии Рахмон, который когда-то заканчивал в Советском Союзе военное училище и был знаком с тактикой наших войск.


— Чем сегодня занимается районная организация ветеранов войны в Афганистане?

— 145 военнослужащих из Дзержинского района выполняли интернациональный долг в Республике Афганистан. Из них 38 награждены орденами и медалями. Воины-интернационалисты и сегодня, в мирное время, с полной отдачей сил, активной гражданской позицией участвуют в общественной жизни нашего района.

Из Афганистана не вернулись двое наших ребят – Вячеслав Сидорович и Эдуард Жигалко. Со Славой мы вместе служили, он погиб через полгода как я вернулся домой. С Жигалко росли вместе, дружили. Три дня назад не стало еще одного нашего товарища… В общей сложности уже умерли 45 человек. Стараемся не забывать семьи, интересуемся, кому какая нужна помощь и по возможности помогаем. Большую поддержку в этих вопросах нам оказывает в/ч 1463.

Важным направлением также является работа с детьми. Нас приглашают в школы для выступления. В этом году была годовщина смерти Вячеслава Сидоровича, мы ездили в Негорельскую школу №1, где он учился. Посещаем воинские части, приглашают на присягу, призывы. Сотрудничаем с музеем в Станьково, участвуем в круглых столах и диалоговых площадках.


Районная организация ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» примет участие в работе участковых комиссий по референдуму. Мы единодушны в том, что белорусы хотят и должны жить в мирной стране.


Если позволит эпидемиологическая ситуация, то поработаем по военно-патриотическому направлению со школами 23 февраля. А 10 марта планируется круглый стол нашей организации с районными службами. Также будем искать возможности и спонсоров для полной реконструкции захоронения Эдуарда Жигалко. К слову, проблема запустения захоронений сегодня очень актуальна: многие ближайшие родственники или умирают, или разъезжаются, а за могилой ухаживать некому. Мы хотим предложить школам взять шефство над такими местами.

Ну а сами продолжим принимать самое активное участие в жизни родного района.

 

 

 

 

 

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59