Меню

Новые возможности цифровой экономики — во благо потребителя

Как и во всем мире, 15 марта в Беларуси традиционно проводится Всемирный день прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». О том, какие социально-экономические возможности появляются сегодня у людей с развитием технологий, поговорили с уполномоченным по защите прав потребителей отдела экономики Дзержинского райисполкома Иваном Вайцеховичем.

— Почему в этом году внимание потреборганизаций обращено именно к цифровым финансовым услугам?

— В нашей стране День прав потребителей учрежден на государственном уровне с 2000 года. Главная цель его проведения – повысить глобальную осведомленность о проблемах потребителей и способах защитить их права. А в условиях быстро меняющегося рынка цифровые финансовые услуги (электронный кошелек, интернет-банкинг, М-банкинг, платежные банковские и небанковские терминалы) с каждым днем набирают популярность. Использование цифровых технологий и интернета позволяет финансовым организациям стать проще и доступнее для всех категорий населения. Поэтому потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью дальнейшего развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и будут держать данные пользователей под надежной защитой.


В Дзержинском районе защитой прав потребителей занимается уполномоченный по защите прав потребителей. Специалист рассматривает заявления, обращения и жалобы в соответствии с законодательством, разъясняет и оказывает консультационную помощь по вопросам правил обмена и возврата некачественных товаров, сроков выполнения предъявленных требований, направляет предписания продавцам о прекращении нарушений прав потребителей.


— Как известно, распространение подобных услуг приводит и к появлению новых рисков для потребителей, и усилению рисков традиционных…

— Цифровые технологии действительно меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, при этом становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. По мере глобализации этого сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок. В связи с этим и возникает необходимость повышать цифровую грамотность потребителей, чтобы они могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, владели навыками защиты от интернет-угроз, в том числе, финансового мошенничества.


Ко Всемирному дню прав потребителей тематическую прямую телефонную линию о ситуации на потребительском рынке, работе торговых объектов и наличии основных товаров народного потребления 16 марта с 10.00 до 12.00 проводит заместитель председателя Дзержинского райисполкома Наталья Ежова. На постоянной основе получить квалифицированную консультацию по защите прав потребителей можно в отделе экономики райисполкома.


— Какие законодательные акты регулируют вопросы защиты прав потребителей?

— В Беларуси действует закон «О защите прав потребителей». Его действие распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. Также эти вопросы регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.


Памятка потребителям: приобретаем товар в интернет-магазине правильно и обдуманно

Интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Справочно:

  • Интернет-магазин должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь, а его доменное имя – в национальной доменной зоне «.by» и «.бел».
  • Проверить регистрацию интернет-магазина в Торговом реестра можно на сайте www.mart.gov.by.
  • Реализация товара посредством социальных сетей и интернет-мессенджерах не допускается.
  1. При выборе товаров внимательно ознакомьтесь с информацией на сайте интернет-магазина!

На главной странице сайта интернет-магазина продавец должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию о себе:

  • наименование организации, место нахождения, УНП; для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию;
  • режим работы интернет-магазина;
  • дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре;
  • способы оплаты товаров и их доставки.

Справочно:

Взимание дополнительной платы за выдачу товара в месте, определенном продавцом (объекте продавца), является неправомерным, т.к. дополнительные услуги по доставке товара при этом потребителю не оказываются.

На сайте интернет-магазина должна содержаться на белорусском или русском языке следующая информация о товаре:

  • наименование товара;
  • наименование, место нахождения изготовителя и поставщика, а также при наличии поставщика, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;
  • страна происхождения товара;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • цена товара (в белорусских рублях);
  • условия оплаты доставки товара;
  • товар является конфискованным или обращенным в доход государства иным способом (если он таковым является);
  • товар является бывшим в употреблении или в нем устранялся недостаток (если он таковым является).

На сайте интернет-магазина должны быть размещены образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающие прием продавцом от покупателя наличных денежных средств (например, кассовый чек).

Дополнительно потребителю продавцом может предоставляться устно следующая информация:

  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию;
  • наименование и местонахождение юридического лица, уполномоченного на доставку, установку, подключение и наладку товара;
  • количество и комплектность товара;
  • сведения о классах энергоэффективности товаров.

По требованию потребителя эта информация сообщается ему в письменной форме способом, определенным соглашением сторон.

При покупке товара в интернет-магазине рекомендуется сохранять адрес интернет-страниц, на которых размещена информация о продавце и купленном товаре.

  1. Оплата товара, приобретаемого в интернет-магазине.

Расчет за товар осуществляется в наличной и безналичной формах. Продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты товара.

Продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от формы оплаты товаров. При этом продавцом могут устанавливаться скидки, иные формы стимулирования реализации товаров, а также расчетов в безналичной форме.

Интернет-продавец обязан использовать кассовый аппарат.

  1. Доставка товара, приобретаемого в интернет-магазине.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • сопоставить информацию, размещенную на сайте интернет-магазина о товаре и продавце, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны);
  • перед подписанием документов (акт приема-передачи товара, гарантийный талон и др.) и передачи денежных средств необходимо внимательно их прочитать;
  • осмотреть товар на наличие видимых дефектов по внешнему виду и проверить работоспособность товара.

Курьер обязан:

  • передать товар, качество которого соответствует образцу, описаниям, содержащимся на сайте интернет-магазина, а также требованиям законодательства;
  • по требованию покупателя ознакомить с документами, удостоверяющими качество и безопасность товаров (сертификат качества, удостоверение о государственной гигиенической регламентации и др.);
  • выдать необходимые документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, содержащий отметку о дате продажи, сведения о продавце и сервисном центре, подпись продавца);
  • провести проверку качества товара (продемонстрировать работоспособность), его комплектности, наличия документов, передаваемых потребителю с товаром;
  • выдать кассовый чек.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

Справочно:

Сведения о продавце – это полное наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя. Они должны совпадать со сведениями о продавце, указанными на сайте интернет-магазина.

Не являются сведениями о продавце номер телефона, доменное имя сайта интернет-магазина и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМ!

Если курьер торопится и отказывается продемонстрировать товар потребителю, отказывается вскрыть герметичную упаковку для осмотра товара или демонстрации его в действии, лучше откажитесь от принятия товара, сделав в сопроводительных документах отметку об отказе курьера в проведении проверки качества товара (внешнего осмотра, демонстрации работоспособности).

 

 

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59