Там водились волки? Съездили в деревню на границе с Минским и Дзержинским районами
Если вдруг соберетесь в Волковичи, внимательно выбирайте маршрут. Ведь деревни с таким названием — две. Одна — в Минском районе, а вторая — буквально в паре-тройке километров от нее — Дзержинском. В последнюю мы и наведались. В Волковичах и ближайшей округе никогда не было того, что обычно поддерживает жизнь на селе: колхоза или какого-нибудь предприятия. Зато долгое время действовал тубдиспансер. И, между прочим, сыграл не последнюю роль в развитии населенного пункта.
Жизнь продолжается
Знакомство с деревней начнем с небольшого экскурса в ее историю. Небольшого, потому что сведений о ней удалось найти не так уж и много. Волковичи Дзержинского района известны с конца XIX-начала XX века. В 1932 году деревня была включена в состав Дзержинского польского национального района. Когда он был упразднен, отошла к Минскому району. А с 1939 года вновь вернулась на Дзержинщину.
По воспоминаниям старожилов, в войну на территории деревни разворачивались боевые действия. Способствовало этому и наличие железной дороги, проходившей по окраине населенного пункта. С июня 1941 года Волковичи были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками. И эти события, пусть и отдаленно, сохранились в памяти местной жительницы Анны Мироновой.
— До войны в деревне было всего четыре барака, где проживало все население. Там жили и мы с семьей, — рассказывает Анна Петровна. – В сенцах держали корову. Мама работала санитаркой, а папа завхозом, кладовщиком в Доме отдыха (будущем тубдиспансере – ред.).
Отец Анны Петровны – Петр Константинович – вскоре ушел на фронт. В это время все бараки в деревне разбомбили. Семья вынуждена была переехать в небольшую хозпостройку.
— На немцев мы не жаловались. Вреда они нам никакого не делали, — вспоминает она. — Местных не трогали.
И все же потери для деревни оказались значительные. С фронта не вернулись пять мужчин. Волковичам пришлось отстраиваться из пепла.
Дом, в котором по сей день живет Анна Миронова, ее родители возвели в 1958 году.
— После войны строились кто где. В деревне остались одни только погреба. Позже появилось общежитие, несколько домов. А потом начали строиться по закону. Людям давали участки: так и появился наш старый поселок. Бывший главврач больницы Яхнин посодействовал подведению газа к поселку. С его участием проложили и дорогу к ж/д станции через лес. И мы ходили «нацянькi».
Из «Молодежной» в «Пенсионную»
После войны в Волковичах функционировали клуб, столовая, почтовое отделение, начальная школа.
— А учительница — одна на всех, потому что детей было мало.
Сама Анна Миронова работала тогда начальником почтового отделения. В 1963 году была выбрана депутатом и проработала на этой общественной должности четыре года.
Потом поступила в медучилище и устроилась на работу в местную больницу. Но надолго не задержалась: вскоре уехала в Боровляны, где 30 лет несла службу реанимационной медсестры.
Она вспоминает, как когда-то в деревне была всего одна улица. И та без названия. По мере разрастания населенного пункта необходимость в географических обозначениях все-таки возникла. И первой свое имя получила улица… Молодежная! Сегодня местные шутят: «Ее уже впору «Пенсионной» называть. Это же одна из первых улиц в деревне. Молодежи здесь и не осталось».
Из пациента тубдиспансера – в жителя деревни
А когда-то в деревне ее было очень много. И тут впору вспомнить о заведении, на протяжении долгих лет вызывавший у разных поколений волковичан смешанные чувства: от радости до страха.
История тубдиспансера началась еще до войны. В 1938 году примерно на том месте в одном из нынешних корпусов был Дом отдыха. В военное время сюда на лечение свозили больных волчанкой. В 1952 году больница стала санаторием.
В начале 60-ых годов в Волковичах завершили строительство туберкулезного диспансера. Первоначально он принимал пациентов с закрытой формой туберкулеза.
— Весело нам тогда жилось. Стариков почти не было – одна молодежь! Работники больницы и пациенты часто женились, создавали семьи. Так что многие больные после лечения оставались в деревне.
Потом основным контингентом диспансера стали заключенные с туберкулезом. Этот период для населения Волкович выдался тяжелым. Правда, боялись люди вовсе не пациентов больницы, а их посетителей, наносивших друзьям визит.
— Их тут тьма была! Везде ходили свободно, плевали… Бывает, идешь через лес, а он станет специально на тропинке и стоит, улыбается. Приходилось нырять в кусты, заросли, чтобы обойти.
А вот пациенты диспансера бродили по деревне в поисках подработки. Одним крыли крышу, другим ставили забор.
— Всегда подходили, спрашивали: «Вам может что-то помочь делать?», — вспоминают старожилы. — Сами мы их не боялись. Страшно было только за детей, когда в магазин или в школу отправляешь.
Тем не менее, разбой и неприятные инциденты все же случались.
— На ж/д станции приезжие не раз нападали на людей. Однажды даже на беременную напали. А больные наоборот провожали нас, чтобы защитить в случае чего.
К счастью населения деревни, сегодня тубдиспансер и леденящие кровь истории, связанные с ним, остались в прошлом.
В его исторических корпусах теперь располагается отделение №3 больницы паллиативного ухода «Хоспис». Здесь коротают свой век те, кому судьбой и размашистым врачебным почерком предрешено покинуть этот мир.
Деревня становится «элитной»
Новый толчок в развитии деревня получила в девяностых, когда людям начали массово выдавать земельные участки. Но строиться в Волковичах начали не сразу. Довольно долго участки стояли пустые, хоть и выкупленные. А вот после того, как в деревне при участии старосты и депутата Фанипольского сельсовета Валентины Мироновой появились вода, свет и газ, строительство пошло активней. В начале 2000-ых Волковичи стали притягивать к себе «элиту».
— У нас выдающиеся люди в деревне живут! И художники знаменитые, и врачи, и артисты. Контингент в новом поселке – в основном военные и милиция. В старом уже, конечно, простой народ. А здесь — вот! – говорят сельчане.
По сей день Валентина Владимировна представляет везде интересы сельчан и деревни. За это время она не только снабдила ее необходимыми коммуникациями, но инициировала установку мемориала павшим на фронте землякам, а также строительство пешеходной дорожки на опасном участке — вдоль железной дороги.
— Многие удивляются, зачем мне это все надо, — рассуждает староста. — А я просто хочу делать людям добро.
Кстати, от корня фамилии Валентины Владимировны — Миронова — получила название одна из улиц в деревне — Мирная. Там сегодня вместе с мужем и живет представитель местного самоуправления.
Из достопримечательностей – коммуникации и магазин
Конечно, от былой инфраструктуры – школы, почты, клуба — в Волковичах не осталось и следа. Зато в мае этого года появился собственный магазин. Хозяин торговой точки Егор очень полюбился местным жителям, так что за покупками к нему ходят с удовольствием.
— В торговле я уже 10 лет. Раньше работал в сети потребкооперации. Девиза «Жить заботами сельчан» придерживался всегда, — говорит молодой улыбчивый директор. — Учился в экономическом университете на управлении торговлей. Так что директор магазина из меня профессиональный!
О решении открыть свой магазин на селе Егор не жалеет. В деревне живет около 300 человек. Конечно, не каждый из них — потенциальный покупатель, но в сезон людей в Волковичах заметно прибавляется.
— Летом плохо не бывает, даже на селе торговля идет. А зимой — более-менее. Сложно, но стараемся. Есть надежда, что выживем, — улыбается парень.
Вместо эпилога
Откуда же взялись вторые Волковичи и как две деревни с абсолютно одинаковыми названиями существуют в нескольких километрах друг от друга? Ответ стоит искать в истории.
Для Беларуси это явление нередкое. Все дело в том, что магнаты наделяли представителей шляхты землей, а те образовывали там целые поселения. Их еще называли «застенки» или «околицы», а шляхту – застенковой или околичной.
В письменных источниках Волковичи впервые упоминаются в 1557 году как село, как раз принадлежащее представителям шляхты. С 1582 года им владели Волковы и Морковные, а затем Волко-Пчицкие. Отсюда и название населенного пункта – по фамилии владельцев. Центральная усадьба и деревня тогда размещались на левом берегу Птичи (сегодня это Минский район). Все остальные наделы раскинулись в округе и носили то же название.
Так что, вероятнее всего, и те Волковичи, и другие когда-то принадлежали шляхетскому роду. Со временем между ними сформировались другие поселения и деревни, а эти земли хоть и отошли к разным районам, сохранили свое историческое название.
В сборе материалов об истории деревни Волковичи
помогли местные жители и Гричинская библиотека