В День защиты прав потребителей рассказываем лайфхаки, как не попасться на хитрости недобросовестных продавцов в Интернете
15 марта ежегодно отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Эта дата имеет отношение к каждому из нас: мы ходим в магазины, совершаем покупки через интернет. Современные технологии, кстати, зачастую становятся камнем преткновения между продавцом и покупателем. Всегда ли покупатель прав и как не стать жертвой интернет-мошенников, рассказал уполномоченный по защите прав потребителей отдела экономики Дзержинского райисполкома Иван Вайцехович.
С каждым днем в Беларуси растет количество интернет-магазинов. Все популярнее становится услуга продажи товаров напрямую через личные профили в социальных сетях. Поэтому неудивительно, что масса людей сегодня попадается на хитрости недобросовестных продавцов, совершая покупки в Интернете.
– 90% обращений граждан к нам связаны с реализацией товаров в соцсетях. Проблема заключается в том, что в случае нарушения прав потребителя они не получают должной защиты: существующие законодательные акты не регулируют эту сферу, – подчеркивает специалист.
Так что же делать? Как обезопасить себя и оградить от неприятных последствий?
Смотрите в оба!
Внимательно изучите сайт интернет-магазина, где собираетесь «пошопиться». На главной странице (чаще внизу) должна быть информация о продавце, дата и номер включения в Торговый реестр Республики Беларусь. Если это юридическое лицо – наименование и его местонахождение; если индивидуальный предприниматель – ФИО, место жительства, информация о госрегистрации и органе, осуществившем его государственную регистрацию. Надежный продавец всегда разместит информацию о режиме работы, способах оплаты и доставки товара.
Кроме того, в интернет-магазинах покупатели оставляют отзывы на товар. Это отличный способ сверить картинку, которую публикует продавец, с реальной вещью. Уделите внимание и таким деталям, как состав, страна-производитель, сертификация товара. Если эти данные отсутствуют, задумайтесь, стоит ли совершать покупку.
– Совершая покупки через инстаграм, люди часто разочаровываются, получив не тот товар, ненадлежащего качества или не совпадающий с изображенным на фото. Это один из тех случаев, на которые не распространяется законодательство. Только при приобретении товаров в официально зарегистрированном интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Внимание – деталям
Перед покупкой ознакомьтесь с условиями доставки товара. Не забудьте, что магазин может взимать дополнительную плату за доставку заказа. Если совершаете покупку на платформе, зарегистрированной в другой стране, учитывайте, что придется оплатить дополнительные сборы: налоги, пошлины, услуги посредника и т. д.
Бесконтактная оплата
При доставке товара, до момента передачи денег и заключения договора, сопоставьте информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар, а также со свойствами заказа. Продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета в интернет-магазине путем дистанционного перечисления денежных средств. При этом обязательно должна быть возможность рассчитаться банковской карточкой.
Памятка по вычислению интернет-мошенничества:
– если вы нашли дешевый товар, задумайтесь, почему у него такая цена. Возможно, это из-за повреждений упаковки или заводского брака;
– выясните, какие гарантии может предоставить продавец;
– почитайте отзывы других покупателей и проверьте информацию о продавце.
«Я буду жаловаться!»
Покупатель имеет полное право отказаться от услуг, предлагаемых продавцом. Но не во всех случаях. Вернуть товар можно, если покупателю не предоставляют возможности получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки. Возмещать продавцу расходы, связанные с доставкой, он при этом не обязан.
Отказаться можно и от некачественного товара или если вам пришел не тот товар, что вы заказывали.
– Что касается гарантии, много обращений от граждан поступает по «технически сложным товарам бытового назначения» – это компьютеры, телевизоры, смартфоны и т. д. По гарантии сдать такой товар обратно в магазин и вернуть деньги можно только тогда, если в процессе эксплуатации обнаружится заводской брак или дефект. При этом будет проводиться экспертиза. В остальных случаях товар отремонтируют и вернут вам обратно без возмещения его стоимости. И, конечно, нельзя отказаться от товара, к примеру, телевизора, который не подошел вам по размеру или качеству изображения. Здесь нужно внимательно изучать его характеристики на момент приобретения. Безопасных вам покупок!