Отважный пехотинец. К 100-летию Героя Советского Союза Николая Шарко
В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков с особой гордостью мы вспоминаем имена наших доблестных воинов, которые участвовали в изгнании оккупантов с нашей территории. Среди них был и 20-летний лейтенант Николай Шарко, уроженец деревни Макавчицы. В эти январские дни о нашем прославленном земляке напоминает еще одна юбилейная дата – вековой юбилей героя.
Николай Филиппович Шарко родился в январе 1924 года в простой крестьянской семье. С детства был приучен к труду – помогал родителям по хозяйству. А свободное время проводил со сверстниками, участвуя в различных подвижных играх. Уже тогда в его поведении проявлялись такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, желание быть самостоятельным.
Учеба в школе давалась Николаю легко, поэтому, окончив семилетку, он решил продолжить образование, чтобы получить достойную рабочую профессию. Собрав в котомку нехитрые пожитки, сельский паренек отправился в Ленинград, где на то время можно было поступить в школу фабрично-заводского ученичества. Обучение там длилось 1,5–2 года и сочеталось с работой на предприятии, поэтому курсанты не только проходили практику, но и зарабатывали деньги, необходимые для проживания в большом городе.
Вдали от отчего дома 14-летнему парнишке было нелегко решать все свои жизненные проблемы, но привыкший к самостоятельности и труду, он не терял присутствие духа и упорно шел к поставленной цели
К 16 годам Николай Шарко стал квалифицированным слесарем. Его направили на работу в Куйбышевскую область, где на одной из железнодорожных станций он занимался обслуживанием поездов. Трудиться приходилось наравне со взрослыми, и, надо отметить, юноша показал себя старательным и дисциплинированным работником. Он уже задумывался о том, чтобы продолжить образование, но началась Великая Отечественная война, которая полностью изменила жизнь молодого человека.
Все внимание было приковано к фронту. В связи с эвакуацией на восток нагрузка на железнодорожный транспорт значительно увеличилась, поэтому приходилось трудиться с утра до позднего вечера.
Но мысли Николая были там, где шли жаркие бои с гитлеровскими захватчиками. Юноша неоднократно обращался в военкомат, но ему объяснили, что до достижения 18 лет с призывом в действующую армию придется повременить. В январе 1942 года он наконец получил долгожданную повестку. Успешно пройдя медкомиссию, Николай Шарко стал курсантом Куйбышевского пехотного училища. В годы Великой Отечественной войны этот род войск был наиболее востребован на фронте. Без пехоты невозможно было ни создать полноценную оборону, ни организовать успешную наступательную операцию, поэтому бойцы этих подразделений постоянно находились на переднем крае боевых действий. От них требовались четкое понимание тактики боя, умение принимать быстрые и верные решения в самых сложных ситуациях. Николай Шарко уже с первых дней учебной подготовки зарекомендовал себя способным курсантом, и через год в звании лейтенанта был направлен в распоряжение командования 3-го Украинского фронта.
Боевое крещение молодой командир роты принял в составе знаменитой 8-й армии, которая после разгрома группировки немецких войск под Сталинградом получила почетное звание гвардейской
Летом 1943 года бойцы этого воинского соединения приняли участие в Изюм-Барвенковской, а затем в Донбасской стратегических наступательных операциях. После освобождения таких крупных городов, как Запорожье и Днепропетровск, войскам удалось создать плацдарм на правом берегу Днепра. Развивая наступление, они очистили от врага портовый город Одессу и вышли к Днестровскому лиману. В результате такого мощного броска Красной армии конфигурация фронта изменилась: на севере, если судить по карте, образовался «выступ», который в сводках Генерального штаба советских войск значился как «белорусский балкон». Он прикрывал прямой путь на Берлин, поэтому гитлеровцы основательно укрепили данный участок территории. Понимая, что лобовая атака может не принести ожидаемого результата, в Ставке Верховного Главнокомандующего приступили к разработке стратегического плана по преодолению этого мощного узла обороны противника.
Зимой 1944 года 8-я армия, в которой воевала пехотная рота Николая Шарко, по прямому распоряжению Сталина была снята с южного направления и скрытно переброшена на север. В этом районе уже наблюдалась большая концентрация армейских частей, техники и орудий, шло формирование четырех фронтов. Все понимали, что скоро в этом направлении развернется небывалая по масштабам наступательная операция. В эти минуты сердце Николая Шарко переполняла радость, что он сможет участвовать в освобождении родной земли от ненавистных оккупантов.
Где-то в глубине души он надеялся, что его часть пройдет недалеко от родных мест и он сможет повидаться с близкими ему людьми, которых не видел уже более пяти лет
Но 1-му Белорусскому фронту, в составе которого воевала бывшая 8-я гвардейская армия и пехотная рота лейтенанта Шарко, пришлось выполнять другие задачи. Ранним утром 23 июня 1944 года залпы тысяч орудий возвестили о начале знаменитой наступательной операции под кодовым названием «Багратион». Прорвав оборону врага в нескольких стратегически важных местах, советские воины устремились в атаку. Войска 1-го Белорусского фронта успешно провели Бобруйскую операцию, в результате которой окружили и вывели из строя более шести дивизий противника. Расчищая путь на Прибалтику и Польшу, армейские соединения неудержимо двигались вперед.
В этих боях мужественно сражались бойцы роты под командованием Николая Шарко. За умелое командование подразделением ему было присвоено очередное звание капитана, а за отвагу, проявленную в ходе проведения боевых операций, его наградили двумя орденами Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.
В декабре 1944 года, форсировав реки Висла и Нарев, войска фронта вошли на территорию Польши и стали готовить плацдарм для предстоящей Висло-Одерской операции.
Гвардии капитан Николай Шарко всегда находился там, где решалась судьба боя. Особенно проявился организаторский талант молодого командира в сражении на Висленском плацдарме
14 января 1945 года рота под его командованием отбивала многочисленные атаки противника, затем она перешла в наступление, уничтожив 25 станковых и 30 ручных пулеметов, 85 вражеских солдат и офицеров, было взято в плен 14 гитлеровцев. На следующий день, продолжая преследовать врага, пехотинцы подразделения захватили 4 пушки и 4 автомашины. Освобождая польское местечко Нове-Място, стрелковая рота капитана Шарко вступила в бой с немецким десантом и уничтожила 60 гитлеровцев, два бронетранспортера и четыре автомашины. В боях за польский населенный пункт Гловно воины роты разгромили колонну противника и захватили пленных.
За героизм и мужество, проявленные в ходе Висло-Одерской операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии капитану Николаю Филипповичу Шарко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7695).
В боях за взятие Берлина молодой командир роты, которому только исполнился 21 год, был тяжело ранен. После ампутации ноги он больше уже не вернулся в строй
После лечения в госпитале и реабилитации Николай Шарко вернулся домой. Долго ему не пришлось отдыхать. Несмотря на инвалидность, в 1948 году он окончил республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б, а затем Минский педагогический институт. Непродолжительное время Николай Филиппович работал в органах социального обеспечения, после чего был избран председателем центрального правления Белорусского общества глухих. В этой должности особенно проявился его талант руководителя и организаторские способности. Для людей, потерявших слух, были созданы условия для лечения и санаторно-курортного оздоровления. А главное, они получили возможность трудиться и чувствовать себя полноценными людьми.
За мирный труд Николай Филиппович Шарко удостоен почетного звания «Заслуженный работник социального обеспечения Белорусской ССР», а к его боевым наградам добавились два ордена Трудового Красного Знамени
В 1996 году Николай Шарко стал почетным гражданином города Дзержинска. Несмотря на большую занятость, Николай Филиппович находил время, чтобы активно заниматься общественной работой. Его нередко можно было встретить в молодежных аудиториях, где он делился своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне, боевых товарищах. Заслуженный ветеран ушел из жизни в 1997 году. Именем Героя Советского Союза Николая Филипповича Шарко назван Дворец культуры Белорусского общества глухих в городе Минске. Не забывают о своем заслуженном земляке и в нашем районе. На центральной площади райцентра ему установлен памятный знак, а одна из улиц Дзержинска носит его имя.