Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Койдановские евреи. Ч. 43. Вместо эпилога

Перевернута последняя страница давней истории койдановских евреев. В этом летописном экскурсе в прошлое нашего края восстановлен, пусть не в полном объеме, значимый отрезок времени, связанный с пребыванием на нашей земле представителей этого самобытного этноса, преодолевшего в гонении тысячи километров и по воле случая осевшего на Койдановщине. Не все просто складывалось в их судьбе, но, став частью белорусского общества, они стойко переносили все трудности своего времени.

На новом месте проживания евреи не только обрели надежный приют, но и смогли проявить свою деловую хватку, трудолюбие и способность приспосабливаться к любым обстоятельствам. Соседствуя долгие годы с местным населением,  сохранили свою национальную идентичность, оставив в памяти особый колорит своей материальной и духовной культуры. Их число постоянно росло, и в 1628 году в Беларуси уже проживало, по приблизительным подсчетам, около 40 тысяч человек данной национальности. В первой половине XVII века в отдельных городах и местечках евреи составляли от 2 до 10 процентов населения.

Великое княжество Литовское переживало расцвет феодальных отношений, поэтому для пришлого народа сразу же были введены ограничительные меры, защищавшие интересы собственного привилегированного класса. Согласно Статутам ВКЛ 1566 и 1588 годов евреи не имели права занимать государственные должности, владеть землей и крепостными крестьянами. Определенные запреты для них существовали и в выборе мест расселения. Им приходилось прилагать немало усилий, чтобы получить от феодала  разрешение жить на его землях.

Но представители этого гонимого народа пришли, чтобы своим трудом создавать собственное благополучие.

Создав общины и штетлы, евреи быстро оживили торговлю и ремесла, превратив некогда захудалые частновладельческие поселения в цветущие местечки. Такой процесс был характерен и для Койданово

В то время торговля в ВКЛ находилась в зачаточном состоянии, и для расчетливых евреев это направление стало главным занятием, позволившим им быстро улучшить свое материальное положение. Функционирование внутреннего рынка они обеспечивали большим количеством мелких торговых посредников — коробейников, факторов, прасолов, маклеров и комиссионеров, которые контролировали разносную и развозную торговлю. Коробейники торговали вразнос галантерейными товарами и мелочами, используемыми в крестьянском быту; факторы собирали деловую информацию, консультировали и осуществляли посредничество; прасолы скупали в деревнях оптом для перепродажи мясо, рыбу, скот и сельскохозяйственное сырье; маклеры помогали подготовить и заключить выгодные сделки; комиссионеры исполняли поручения за определенное вознаграждение и т.  д.

Стабильную прибыль евреям приносила торговля спиртными напитками и зерном, которое торговцы скупали у помещиков и крестьян, а потом сплавляли по крупным рекам за границу. Обратно они везли ткани, бакалею, ювелирные изделия. Эти товары стали наиболее популярным предметом торговли у еврейских лавочников.

Благодаря им распространение в Беларуси получили такие товары, как крупы, мука, кофе, чай, сахар, изюм, цукаты, лавровый лист, анис, оливковое масло и уксус

Пользовались спросом также канцелярские принадлежности, особенно бумага. Довольно распространенным предметом торговли у евреев был фураж — овес, ячмень, сено, солома, а также изделия из металла. Еврейская торговля носила дробный характер, поэтому в роли распределительных центров выступало каждое местечко, здешние  торговцы сами непосредственно выписывали необходимые для прилегающего района товары. Такую специализацию имело и Койданово, игравшее роль важного центра ярмарочной торговли.

Не менее значительный вклад внесли евреи и в развитие ремесленного производства. Они представляли самые разные специальности, в том числе и такие, которые не были свойственны белорусам, также издавна занимавшимся различными промыслами.

Среди еврейских мастеров славились сапожники, портные, кожевенники, часовщики, белошвейки, чулочники, каменщики, кровельщики, столяры и другие. Уже в середине XVII века в Койданово свои мастерские имели представители более двадцати профессий

Умели евреи заниматься  организацией таких важных государственных дел, как сбор налогов и торговых пошлин, а также кредитование и медицинское обслуживание. Когда великий князь Александр Казимирович  в 1495 году изгнал евреев из государства и конфисковал их имущество, в ВКЛ был нарушен денежный оборот. По этой причине в 1503 году им было разрешено вернуться в княжество. Таким образом, евреи подготовили почву для развития капиталистических отношений в Беларуси. Товарно-денежные отношения и кустарно-ремесленное производство создали условия для перехода к новым производственным отношениям. Можно утверждать, что еврейский народ внес немалую лепту в развитие как нашего населенного пункта, так и в целом белорусского края.

Они зарекомендовали себя  патриотами земли, которая дала им приют. Так, во время русско-польской войны 1654—1667 годов, в отличие от шляхты, которая легко поддавалась на уговоры и обещания царских властей и без особых колебаний переходила на их сторону, евреи не проявляли такого малодушия, а мужественно сражались плечом к плечу с ополченцами белорусских крепостей, принявших решение отстаивать независимость своего Отечества. Такое же единодушие они проявили и в Отечественной войне 1812 года, сражаясь против французов в рядах русской армии. Немало героических поступков совершили евреи-военнослужащие и в Первую мировую войну, защищая русскую землю.

Несмотря  на многовековое совместное проживание с белорусами, еврейское население продолжало долгое время сохранять традиционный уклад жизни, общинное устройство, представляя собой особую субкультуру. Главная его отличительная черта — практически всеобщая грамотность. Именно этот пример подтолкнул к развитию системы образования в Беларуси. Уже в XVII веке распространение получили церковноприходские школы, которых позже заменили народные училища. Но избежать полной изоляции в условиях многовекового существования с титульной нацией еврейство не могло. Как бы сам собой шел натуральный обмен культурными ценностями между двумя народами. Не случайно в современном белорусском языке существует немало слов еврейского происхождения, о смысле которых сегодня мы даже не задумываемся.

И главным условием такого культурного взаимопроникновения стали мирные добрососедские отношения между местным населением и евреями

Белорусы никогда не опускались до уровня черносотенной пропаганды, чтобы устраивать погромы инородцев. Наоборот, в трудную минуту они всегда протягивали руку помощи тем, кто в этом нуждался. Вот почему евреи всегда ценили тот народ, с которым прожили бок о бок не одно столетие. Характерно, что в Койданово за все время существования еврейской общины не было ни одного конфликта с местным населением как на межнациональной, так и религиозной почве.

Но мирное течение жизни внезапно оборвали полчища гитлеровских головорезов, ворвавшихся на нашу землю. Возомнив себя «сверхчеловеками», они стали избавляться от тех, кого считали людьми низшего сорта. Первыми жертвами их злодеяний стали евреи.

Трагедия произошла 21 октября 1941 года на Кальвинщине, где было расстреляно, по официальным данным, 1920 лиц еврейской национальности

Сегодня на этом месте возвышается величественный мемориал, который запечатлел в камне и бронзе скорбные минуты, остановившие время для большинства дзержинских (койдановских) евреев с их многовековой историей.

Приближается очередная годовщина того рокового события, ставшего черной отметиной в нашей истории. Эта дата — напоминание о том, что нацизм, вновь поднявший сегодня  голову, — реальная угроза для человечества, и всем нам необходимо общими усилиями остановить его расползание.

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59