Пока гудит мотор и бьется сердце: 71-летний комбайнер «Крутогорье-Петковичи» о том, почему труд – это жизнь
Жизнь прожить не поле перейти. Есть люди, чья судьба словно выпахана плугом на бескрайних полях Родины. Глубокими ровными бороздами легли на их жизнь радости и тяготы, утраты и победы. Один из таких людей – комбайнер ОАО «Крутогорье-Петковичи» Станислав Сушкевич. В свои 70 с небольшим лет он, настоящий человек земли и честный труженик, каждый день встает с мыслью о том, что жизнь продолжается, пока есть возможность заниматься любимым делом.
Как закалялась сталь
Четыре года. В этом возрасте мир должен состоять из материнского тепла и заботы, отцовской поддержки. О том периоде у Станислава лишь смутные воспоминания о том, как его отец, заядлый музыкант, виртуозно играл на гармони. Еще в мальчишечьей памяти запечатлелась странная картина: отец неподвижно лежит на кровати. А малышня, не понимая горя, бегает по дому.
– Не осознавали тогда, что случилось, – с горькой усмешкой говорит Станислав Иосифович. – Похоронили отца – и пошла дальше жизнь наша…
Жизнь, в которой с семи лет уже знаешь, что такое труд и нужда. Мать одна тянула семью, работая в колхозе: варила картошку для лошадей, перебирала ее. Дети шли помогать – то дров нанести, то сено заготовить. Так, с малых лет мальчишке довелось осознать суровую, но спасительную правду: чтобы жить, надо трудиться.
Первые четыре класса Станислав окончил в родной деревне Ферма-Гай. Потом была учеба в Дзержинске, куда шел пешком сквозь сугробы и по весеннему бездорожью. Вспоминает, как промокшую одежду мыла и сушила на печи заботливая мама. И помнит ту первую, самостоятельно заработанную копейку, на которую можно было купить заветное мороженое.
К технике его тянуло с самого детства.
– Сколько радости было, когда мама порой просила кого-нибудь из соседей нас взять покатать! – смеется Станислав Иосифович.


После школы по совету бывшего руководителя колхоза им. Дзержинского (сейчас – ОАО «Крутогорье-Петковичи») парень пошел учиться на механизатора.
– В Дзержинске отучился на сельхозтехнике. Помню, права нам по окончании не выдали: несовершеннолетние же еще. Выписали специальные карточки, а, как 18 стукнуло, поменяли на удостоверение. В 1972-м меня забрали в армию. До этого я еще немного успел поработать в колхозе. Отслужил в ракетных войсках, вернулся. Мама говорила: «Посидел бы, отдохнул!». А я – ни в какую!
И через две недели, заскучав без работы, Станислав снова был в родном хозяйстве.
Все в этой жизни надо любить
Учился сам – на практике. Прошел все ступени: работал на картофелесажалках (сначала на четырехрядной, потом – шестирядной). Сеял кукурузу, обрабатывал свеклу. Долгое время ездил за рулем «Беларуса». Освоил и комбайн.
– Было как? Один раз показали, потом дали сажалку: «Вот так, мол, и вот так сади…» Поначалу борозды виляли. Но скоро руку набил и ряд к ряду ложился ровно, будто по линейке. Особенно при посадке свеклы это важно: ее потом комбайном убирать, тут ровность – первая необходимость.

За эти годы у Станислава сформировался свой особый ритуал: перед началом работы всегда обходит технику кругом – проверить, все ли в порядке.
– К дороге ее готовлю очень тщательно. Сначала проверяю все, как у машины: масло, жидкость, подтягиваю, если что нужно. Фары и габариты – обязательно, это строго спрашивается. Слежу, чтобы борта у прицепа были надежно закреплены. А с культиватором и вовсе особая осторожность – обращаться нужно аккуратно, как с боевым оружием.


Надо отметить, для нашего героя это уже не просто ритуал, а строгий кодекс чести механизатора, где ответственность за машину неотделима от ответственности за человеческие жизни и урожай, столь необходимый людям.
– Больше всего люблю картошку садить. И сено грести… Это милое дело! – с улыбкой говорит Станислав Иосифович. – Бывает, на поле едешь, а запах стоит какой! Особенно весной, как выезжаешь только, как вспашешь: запах земли.
В этих простых словах – вся его философия. Философия хлебороба и труженика.
Все в этой жизни надо любить. И землю, и женщину, и Родину. Тогда и они ответят тебе тем же.
Именно за эту безграничную любовь, что не гасла в сердце агрария, Станислав Сушкевич недавно был удостоен почетной награды от Президента.
Но для него знак «За трудовые заслуги» не просто регалия. А веский итог пройденного пути. Благодарность от родной страны за почти 55 лет, прожитые в одном строю с землей и техникой.
«Невидимая сила»
По возрасту Станислав Иосифович уже пенсионер. И мог бы спокойно и размеренно жить на заслуженном отдыхе. Но что-то не дает ему сидеть сложа руки.
– Как-то отпуск брал, пробовал отдыхать. Но через пару дней, не знаю, что случилось, а прямо скрутило всего…
Видимо, сказалась тоска по работе, по столь знакомому штурвалу, родным полям. Вернулся в строй – и забыл о недуге!
– На работе веселее: есть с кем поговорить, пошутить. Мы дружно живем, – отмечает аграрий.

Молодые механизаторы, приходящие в хозяйство, видят в нем не только наставника, но и доброго отца. А он рад быть полезным для нового поколения. Особенно – для внучки Вари, в которой души не чает.
– Детей надо с детства приучать к труду. У меня вот внучке – семь годиков. Пошел полоть в огороде траву – она тут как тут: «Дед, может помочь?» И становится, полет со мной. Взялся делать теплицу, доску нес – она рядом, пытается подсобить. Зато, когда ребенок подрастет, будет знать, что такое огород, хозяйство, труд.
И, пока есть на земле такие люди, как Станислав Сушкевич, в мире сохраняется незыблемая правда. Правда о том, что настоящее богатство человека – это не счет в банке, а честно прожитая жизнь, служение своей земле, своей семье, своей Родине.