Меню

«Взгляд депутата» с Александром Чаганом». Чтобы «беларусамі звацца»

В исторической традиции белорусского народа всегда существовал нравственно-правовой механизм решения всех насущных и судьбоносных вопросов. Вече или толока — это та универсальная диалоговая площадка, на которой не только шел обмен мнениями жителей, но и принимались принципиальные народные решения. Вот и сегодня процесс всенародного обсуждения изменений и дополнений в проект Конституции набирает обороты по всей стране, в том числе в Дзержинском районе. Причем темпы этой работы достаточно серьезные.

Хочу отметить, что встречи в трудовых коллективах, диалоговые площадки различных форматов проходят практически ежедневно. Охвачены все предприятия и организации, все социальные группы населения. Активно вовлечены в эту деятельность председатели сельских исполнительных комитетов. Только за последнюю неделю они провели по 3-4 встречи каждый на территории своих сельсоветов, задействовав различные площадки – на сельхозпредприятиях, в школах, клубах, библиотеках и т.д. На этой неделе к данной работе подключатся старосты как наиболее авторитетные среди своих односельчан люди.

Считаю необходимым поделиться и своими личными наблюдениями за процессом всенародного обсуждения проекта основного Закона. Являясь спикером многих диалоговых площадок, проводимых в районе, хочу отметить очень высокую активность наших граждан. Люди звонят, пишут, задают вопросы, высказывают свои мнения и предложения.

Мне довелось принимать участие и в подготовке предыдущего референдума, и во всех электоральных кампаниях последней четверти века. Но я не помню такого накала обсуждения и искренней заинтересованности людей. Думаю, это обусловлено тем, что белорусы, видя пример тех же Украины или Казахстана, смогли понять, что может произойти, если в государстве через Конституцию не будет заложена система сдержек и противовесов, страховочные механизмы от нестабильности и социальные гарантии гражданам. Считаю, что именно поэтому каждый житель страны готов принять участие в определении векторов своего будущего и будущего своих детей.  

Нельзя сегодня не заметить искренность в побуждении сохранить страну, которую высказывают сегодня наши люди, сделать ее лучше, выйти на новый уровень качества жизни. Именно сейчас, как никогда, страна стала единой и неделимой. Президент, вопреки санкциям и давлению, смог объединить белорусскую нацию. Не удивительно, что многие видят в нем историческую личностью.

В прошлом номере, говоря о новациях проекта Конституции, мы останавливались на социальном блоке вопросов, затронутых в преамбуле и первых двух разделах. Именно эти статьи наиболее близки каждому из нас. Однако, как показывают встречи в трудовых коллективах, наши граждане живо интересуются и политической составляющей Основного закона.

В частности, люди поддерживают изменение в статью 70, где есть дополнение о том, что «запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом». Вполне понятно, почему это сделано: надо ограничить влияние внешних сил на наши внутренние дела, поскольку кто платит, тот и музыку заказывает. Ярким примером такого вмешательства являются события в Украине, которая, по сути, сейчас находится под внешним управлением в ущерб национальным интересам. В Казахстане создали более 20 тысяч финансируемых иностранными державами НКО – и вот чем это обернулось.

Повышенное внимание наши люди уделяют и тематике Всебелорусского народного собрания. Я 5 раз был в числе делегатов это масштабного форума и очень позитивно смотрю на этот орган народовластия. Но у граждан сегодня множество вопросов, связанных с новой главой в проекте Конституции, посвященной ВНС. Поэтому на некоторых нюансах хочу остановиться более подробно.

ВНС призвано стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти и социальным мостом между гражданским обществом и государством. Оно объявляется высшим органом народовластия в Беларуси, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданского согласия (ст. 89¹). Таким образом, многовековая мечта белорусов сбылась. Более того, кроме лиц от структур власти, что вполне логично, так как опыт и знания — это важный компонент эффективности работы, в него будут избираться представители гражданского общества (ст. 89²). Ни в одной стране мира подобного механизма нет. А во многих странах коллективного Запада граждане не имеют права либо не могут избираться в законодательные органы власти. Так, например, в конгрессе США. В бундес­таге Германии нет ни одного депутата-врача, ученого, рабочего, художника или режиссера.

Все домыслы относительно дублирования функций ВНС с иными органами власти — это измышления не умеющих читать или не желающих думать. Просто частично функции Президента и Парламента переходят к ВНС. Это утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, социально-экономических программ (к слову сказать, на предыдущих шести ВНС это утверждалось делегатами), заслушивание Премьер-министра, своего рода отчет перед народом, внесение предложений о проведении референдумов.

Запускается механизм гражданского управления в рамках ВНС, что является инновационным управленческим проектом как в области права, так и в сфере социально-гуманитарных исследований. Формируется новая историческая, управленческая и социально-политическая традиция белорусской модели развития государственности.

Также ВНС по предложению Президента принимает решение о направлении военно­служащих и иных лиц за пределы страны для обеспечения коллективной безопасности.

В соответствии со ст. 894 ВНС будет собираться не реже одного раза в год. Исходя из функций ВНС, делегаты станут своего рода защитниками правды и проводниками справедливости — гласом народа. Поэтому ВНС наделяется особыми полномочиями отменять правовые акты и все решения государственных органов и должностных лиц, если они противоречат Конституции. То есть ВНС может стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти и социальным мостом между гражданским обществом и государством.

Более того, вся глава 31, посвященная деятельности ВНС, закладывает основы социальных и управленческих лифтов в контексте повышения ответственности и развития новых управленческих и политических компетенций делегатов и кандидатов на различные посты. Удлиняется скамейка кадрового резерва всех уровней. Уверен, уже только из-за этих положений и идей следует поддержать проект Конституции. Конечно, предстоит принять не один законопроект по ВНС, но уже очевидно: обновленный формат ВНС принесет ощутимые перемены в сфере управления, ответственности должностных лиц и эффективности принятия решений.

В завершение хочу добавить, что проект Конституции нужен всем нам, чтобы «беларусамі звацца». Это мир и безопасность, историческая правда и гуманизация общества, доверие друг к другу и государству, ответственность и справедливость, уверенность в завтрашнем дне, диалектика традиций и инноваций – белорусская модель народовластия. Убежден, что проект изменений в Конституцию будет поддержан жителями Дзержинского района.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59