Меню

Койдановские евреи. Ч. 5. Гонимый народ

Имея многовековой опыт скитаний по свету, евреи быстро освоились в средневековой Европе. Более того, в условиях зарождения там новых экономических отношений, они в полной мере смогли проявить свои способности в торговле и ремесленном производстве. Однако уверенности в завтрашнем дне они так и не обрели.

Вплоть до XI века еврейские общины чувствовали себя в Центральной Европе достаточно благополучно и уверенно. Они дали толчок развитию торговли между городами и государствами, успешно занимались ростовщичеством, были неплохими ремесленниками и внесли существенный вклад в процесс заселения неосвоенных земель. Более того, наиболее способные выходцы из числа евреев стали занимать видные государственные посты при королевских дворах. Их привлекали в качестве сборщиков податей, министров финансов, придворных советников. Они служили в качестве лекарей и обучали грамоте детей придворной знати. Ничто, казалось, не предвещало неприятного поворота в их судьбе.

Все изменилось в худшую сторону, когда стало известно, что еврейские общины обладают крупными капиталами. Это привлекло к ним алчные взоры королей, постоянно испытывавших нужду в деньгах. Так евреи превратились в заложников казны, постоянно финансируя обанкротившихся правителей

В обмен им была обещана неприкосновенность от возможных посторонних посягательств. То, что разрешалось королям, не было дозволено другим. Такие взаимные обязательства несколько стабилизировали шаткое положение еврейских общин, однако вскоре у них появился еще один недоброжелатель – более опасный и непримиримый. На этот раз против них ополчилась христианская церковь.

После того как была завершена христианизация всех языческих народов Западной Европы, Папа Римский решил подчинить своей вере непокорных евреев, продолжавших сохранять верность иудаизму. Еще в ранние годы христианства иудеи отвергли Мессию, потому что он не нес им царства земного, а взамен предложил Царство Небесное. Это означало для них предание забвению своего государства на Святой Земле, города Иерусалима и Храма при горе Сион, что противоречило принципам их морали и заветам предков. Добиться компромисса со священнослужителями христианской церкви евреи не смогли.

Приверженцев иудаизма обвинили в убийстве Иисуса Христа, распространении ереси и лженаучных учений, и даже каннибализме. Над евреями нависла реальная угроза очередных преследований и гонений. И такая вспышка жестокого насилия произошла во время крестовых походов

В XI веке в Европе объявились проповедники похода христиан против мусульман для освобождения Святой Земли и Иерусалима. Петр Пустынник из Амьена встал во главе многотысячной толпы верующих, объединивших безродных рыцарей‚ монахов‚ безземельных крестьян и шайки разбойников. Десятки тысяч людей бросали свои дома и семьи‚ пришивали на одежду кресты и отправлялись воевать с ««неверными»«. Эта неорганизованная масса полуголодных людей‚ раздробленная на мелкие отряды‚ двинулась на Восток‚ грабя и разоряя все на своем пути. Так начался Первый крестовый поход‚ и его жертвами сразу же стали евреи.

«Восстал народ дикий‚ отчаянный‚ ожесточенный‚ сброд французов и германцев, – писал еврейский летописец. – И собралось таких людей великое множество – мужчин‚ женщин и детей. Проходя через города‚ где жили евреи, они говорили друг другу: «Вот мы идем отомстить исмаилитам‚ а тут перед нами евреи‚ предки которых распяли нашего Спасителя‚ – отомстим прежде им! Пусть сотрется имя Израиля или же пусть они уподобятся нам и признают мессией Иисуса».

Раввины молитвами пытались предотвратить бедствие, общины платили огромные суммы денег епископам и начальникам городских гарнизонов‚ но посланные на помощь солдаты отказывались защищать евреев и оставляли их на произвол судьбы. Весной 1096 года десятки евреев были убиты в городе Меце. В мае того же года всех последователей иудаизма‚ отказавшихся креститься‚ насильственно умертвили в Шпейере.

В Вормсе, после вооруженного сопротивления, были взяты в плен сотни горожан-евреев. Когда их решили насильственно крестить, они попросили время на размышление. Отворив двери по истечении срока, крестоносцы обнаружили, что все пленники покончили жизнь самоубийством.

В июле 1099 года крестоносцы взяли Иерусалим. Они перебили в городе мусульман, не взирая на их пол и возраст‚ большинство еврейского населения сожгли в синагоге, а остальных продали в рабство. Так закончился Первый крестовый поход. А на очереди был Второй – в 1147 году‚ за ним Третий – в 1189 году.

В эти мрачные годы еврейский народ проявил ту же черту своего характера‚ которая столетиями помогала ему не сломиться духом, – готовность жертвовать жизнью во имя своей веры‚ умирать‚ «освящая Имя Его» – «ал кидуш га-Шем».

Во многих общинах евреи сражались до конца‚ а затем, не видя смысла в дальнейшем сопротивлении, лишали жизни себя‚ своих жен и детей. Матери убивали своих малышей‚ не способных сопротивляться насильственному крещению. Женщины с грудными младенцами на руках топились в реках‚ лишь бы не попасть в руки крестоносцев. И по их примеру, стоявшие на берегу евреи с криком «Шма‚ Исраэль» – «Слушай‚ Израиль: Господь Бог наш‚ Господь един!» – бросались в воду и шли ко дну. Сотни людей в разных городах совершили этот мученический подвиг – «ал кидуш га-Шем» – во имя веры отцов.

Гонения на евреев во времена крестовых походов и после явились поворотным моментом в их европейской истории. В глазах толпы‚ наблюдавшей за бесчинствами крестоносцев‚ евреи были поставлены вне закона. Они утратили чувство безопасности даже в укрепленных городах. Стало ясно‚ что ни император Священной Римской империи‚ ни церковные власти не в состоянии обеспечить им безопасность, даже несмотря на ранее данные обещания и привилегии. В этот период гонений‚ резни и ритуальных наветов начался отток евреев из Центральной Европы в те места‚ где местное население еще не было так подвержено изуверству и фанатизму, распространяемому священнослужителями.

Первыми тронулись с насиженных мест германские ашкенази, которые нашли себе пристанище в соседнем Королевстве Польском

Но недобрая молва и анафема, продолжавшая звучать с христианских амвонов, неотступно следовала за этим народом. Начались его преследования в Англии и Франции, а затем волна насилия докатились до Испании. Когда в ходе Реконкисты испанцы и португальцы изгнали завоевателей-арабов с Пиренейского полуострова, Папа Римский решил сделать эту территорию оплотом католицизма. Мощным орудием для достижения такой цели стала инквизиция, занимающаяся преследованием инакомыслящих и отступников от веры. Ее главными жертвами и стали евреи-сефарды. Среди них нашлись и такие, кто номинально принял христианство, чтобы избежать смерти, но продолжал в тайне исповедовать прежнюю веру. «Новых христиан» из числа иудеев назвали марранами. За поиск таких скрытых иноверцев и взялась испанская инквизиция. Пытками и насилием эта организация выбивала признания у своих мучеников, а затем свои жертвы отправляла на костры. Но, несмотря на начавшиеся преследования, еврейские общины продолжали сопротивляться.

Однако их положение резко ухудшилось, когда королевский престол заняли Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская. В 1492 году они приняли Гранадский эдикт, или Эдикт об изгнании, предписывавший всем евреям Испании либо креститься, либо в трехмесячный срок покинуть пределы страны. Для возвращения под защиту закона им достаточно было принять крещение, но большая часть евреев предпочла сохранить веру, и, бросив нажитое имущество, они снялись с обжитых мест и тронулись в неизвестность. Их путь лежал по южным окраинам Европы, но никто не пожелал принять у себя этот народ.

После нескольких лет скитаний они достигли Бреста, приграничного города Великого княжества Литовского. Здесь они смогли остановиться и сделать небольшую передышку, чтобы добиться разрешения войти в пределы государства.

Продолжение следует

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59