Меню

«Дзержинщина партизанская». Ч. 19. Сопротивление нарастает

Последние месяцы 1942 года принесли обнадеживающие вести с фронтов. Набравшая мощь Красная армия сумела остановить ударные силы вермахта на подступах к Сталинграду. Некогда считавшаяся непобедимой германская армия стала терять инициативу. Все это вселяло надежду и укрепляло боевой дух участников антифашистского сопротивления, действовавших в тылу врага.

Быстро освоившись в Станьковском лесу, партизаны отряда имени 25-летия Октября приступили к выполнению поставленных задач. Внимание командования было обращено на сплоченность и дисциплину среди личного состава, для чего потребовалось создать в отряде ядро из числа убежденных и идейно подготовленных людей, на которых бы равнялись остальные.

В первоочередном порядке  было принято решение о создании партийной и комсомольской организаций

На общее собрание прибыли в отряд представитель межрайонного комитета Слуцкой зоны Иван Павлович Паромчик и секретарь Дзержинского подпольного райкома партии Виктор Лукашевич Герасимович. После обсуждения текущих вопросов в состав бюро районного комитета были дополнительно введены комиссар отряда имени 25-летия Октября Петр Григорьевич Мартысюк и политрук 2-й роты Владимир Трофимович Говорковский. Как опытный человек, имевший до войны большой партийный стаж и занимавший должность прокурора Чашникского района Витебской области, Владимир Трофимович был также избран секретарем партийной организации отряда имени 25-летия Октября. Вожаком комсомольцев стал бывший подпольщик Михаил Новиков. Позже его сменил Иван Воробьев. С созданием этих структур заметно усилилась идеологическая и идейно-воспитательная работа среди партизан и населения.

Утром 1 декабря 1942 года в отряде произошло еще одно важное событие — принятие партизанской присяги

В полном составе бойцы отряда собрались на поляне недалеко от лагеря. Команда «Смирно!» — и в морозном воздухе четко зазвучали слова клятвы: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, верный сын героического белорусского народа, присягаю, что не пожалею ни сил, ни самой жизни для дела освобождения моего народа от немецко-фашистских захватчиков и палачей и не сложу оружия до тех пор, пока родная белорусская земля не будет очищена от немецко-фашистской нечисти…» Ответом на этот призыв прозвучало троекратное партизанское «Клянусь!», приумноженное лесным эхом.

Изучение оперативной обстановки показало, что большую роль в системе оккупационного режима играли волостные управы. Они были созданы в крупных деревнях и служили для сбора информации о бывших активистах, коммунистах и комсомольцах, работавших до войны на руководящих должностях, выявления красноармейцев, попавших в окружение и прятавшихся  у местных жителей, а также подготовки списков молодежи для отправки в Германию.

Волостные управы в сельской местности сразу же попали в поле зрения станьковских партизан, которые провели серию успешных операций по их уничтожению

Лишившись таких административных центров, оккупационные власти сразу же утратили возможность устанавливать свои порядки в сельской местности, а патриотически настроенная часть населения избежала арестов, став впоследствии надежным резервом для пополнения рядов партизан.

Одновременно велась работа с теми, кто открыто сотрудничал с оккупантами. Это были старосты деревень, а также различного рода осведомители и доносчики. Нередко случалось, что на такую роль они соглашались по недопониманию или в расчете на вознаграждение, поэтому с ними вначале проводились беседы. Когда же подобного рода воспитательные меры не давали результата, партизаны приводили приговор в исполнение по законам военного времени. Правосудие осуществлялось коллегиально —  командованием отряда или партийными органами. Позже этой работой стали заниматься партизанские суды и трибуналы.

Все это  значительно оздоровило обстановку в населенных пунктах и позволило народным мстителям относительно свободно общаться с населением, не опасаясь провокаций и доносов. А контроль за ситуацией перешел к связным, которые оперативно информировали командование отряда обо всем, что происходило у них в округе.

Заметно выросло и доверие жителей окрестных деревень к партизанам, в результате отряд численно прирастал почти ежедневно

Целой группой прибыли в Станьковский лес бежавшие из гитлеровского плена красноармейцы Михаил Парамонов, Михаил Ларин, Илья Гуленков, Михаил Степанов, Михаил Васильев, Илья Прокопенко и другие. Около 50-ти человек привели с собой руководители Кукшевичского подполья братья Владимир и Александр Вашкевичи. Из Станьково в ряды народных мстителей вступили три брата Пекарских, Михаил Бондарович, Алексей Сватиков, Георгий Муц, Иван Богуш, Николай Казей вместе со своими племянниками Маратом и Ариадной. При этом они передали отряду немалое количество теплого обмундирования советского образца, которое прихватили с собой со склада  в военном городке. Из Шикотовичей в числе первых пришли в отряд Бронислав Татарицкий, Владимир Тобиаш, Евгений Личко, Евгений Сороко, которые впоследствии стали искусными мастерами подрывного дела.

Богатый подарок сделал отряду управляющий Дзержинским банком Григорий Моисеевич Бондаренко, который с помощью подпольщиков смог по фиктивным документам обналичить крупную сумму денег и вывезти их в партизанский отряд. Позже 300 тысяч немецких марок и 160 тысяч советских рублей были переправлены самолетом на Большую землю.

Рост рядов партизан сдерживала нехватка оружия, поэтому для вступления в отряд местным жителям требовалось иметь при себе винтовку или автомат с боекомплектом. Но многих не останавливало подобное условие, даже связанное с риском для жизни. Они приходили в отряд вооруженными. Патриотический порыв белорусского народа продолжал нарастать с каждым днем.

К началу декабря 1942 года отряд имени 25-летия Октября вырос до 250 человек

Новички были в основном гражданскими лицами, имели смутное представление о воинской дисциплине, поэтому им сразу же пришлось привыкать к новым требованиям, которые диктовались суровой действительностью. Ведь успех партизанской борьбы во многом определялся дисциплиной, собранностью, взаимовыручкой и готовностью выполнить любой приказ командира. Все это требовало постоянной разъяснительной и воспитательной работы, которая проводилась в отряде под руководством комиссара Петра Мартысюка.

Много внимания уделялось военной подготовке новобранцев, их учили обращаться с разными видами оружия, а также тактике ведения боевых действий в лесных условиях, привычных для партизан. Пройдя такой курс подготовки, простые сельские парни становились настоящими бойцами, готовыми к  самым смелым и отчаянным операциям.

Однажды в землянку к командиру вбежал Марат Казей, одетый в старую фуфайку и обвешанный с двух сторон полотняными сумками. В таком виде парнишка проникал в логово врага и добывал там информацию

Вот и в этот раз юный разведчик сообщил, что на следующее утро шеф-комиссар гарнизона, размещенного на торфопредприятии «Мелешово», собирается в Минск. Подготовка к операции не заняла много времени. Засаду на дороге устроила вторая рота. Увидев машину, возвращавшуюся из Минска, партизаны открыли огонь. В бою были уничтожены шеф-комиссар и его 12 охранников. С хорошими трофеями и важными документами партизаны вернулись в отряд.

В конце декабря, накануне Нового года, разведка донесла, что гитлеровцы на четырех машинах ворвались в Станьково и начали грабить жителей. Тут же по лагерю разнеслась команда «В ружье!» Партизаны успели вовремя, не позволив карателям вывезти награбленный скот. Все, что удалось отбить у гитлеровцев, было возвращено прежним хозяевам. Народные мстители решительно вставали на защиту местного населения.

По мере пополнения численного состава отряда  все более смелыми и дерзкими становились его действия. Накал борьбы нарастал, и в этой смертельной схватке удача все чаще сопутствовала партизанам.

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59