108 лет на страже. В преддверии Дня милиции вспоминаем первые шаги дзержинских стражей правопорядка. Ч. 1

Революционные преобразования, связанные со сменой общественно-экономических формаций, неизбежно приводят к радикальной ломке прежних устоев, как политических, так и социальных. Нечто подобное произошло в начале прошлого столетия на просторах Российской империи. Накануне Дня белорусской милиции предлагаем вспомнить первые шаги этой важнейшей государственной структуры, которая вот уже 108 лет стоит на страже законности и правопорядка в нашей стране.
Созданная на переломном этапе бурных событий начала прошлого столетия, белорусская милиция стала детищем Февральской буржуазно-демократической революции, которая свергла одряхлевшую царскую монархию и открыла путь к развитию буржуазно-демократических свобод. Сразу же после отречения царя Николая II от престола, на обломках самодержавия было создано Временное правительство, которое без промедления приступило к демонтажу прежнего аппарата госуправления.
Уже 4 (17) марта 1917 года министр-председатель и одновременно министр внутренних дел князь Георгий Львов отдал распоряжение об отстранении от должностей губернаторов и вице-губернаторов, считавшихся оплотом власти царизма на местах. Их функции были возложены на председателей губернских земских управ, которым было присвоено звание губернских комиссаров Временного правительства. На местном уровне руководство было возложено на председателей уездных и волостных земских управ.
Реформированию подлежали и те структуры, которые совершали надзор за общественным порядком и занимались борьбой с преступлениями различной направленности
При царизме все эти функции выполняли полиция и жандармерия, которые решением Временного правительства были заменены на милицию. Созданная правоохранительная структура, в отличие от прежней, формировалась на принципах выборности и передавалась в подчинение органам местного самоуправления. Соответственно были упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов и Департамент полиции.
Этот процесс по слому органов властисамодержавия непосредственно коснулся и губерний Северо-Западного края – так в царской России называлась территория нынешней Беларуси. В то бурное время она полыхала в огне Первой мировой войны. На Западном фронте, противостоявшем кайзеровским войскам и защищавшем Россию, было сосредоточено полтора миллиона солдат и офицеров царской армии. В октябре 1915 года боевые действия стабилизировались на линии Двинск – Сморгонь – Барановичи – Пинск. Германцы и австрийцы два с лишним года (с осени 1915-го по зиму 1918-го) так и не смогли его прорвать и дойти хотя бы до Минска. Но четвертая часть территории Белоруссии с населением свыше 2 млн человек оказалась под германской оккупацией, вторая половина стала прифронтовой зоной.
Губернский город Минск был наводнен войсками, которые занимались обслуживанием фронтовых частей. Они прибывали из центральных регионов России и находились под влиянием различных политических партий. Поэтому, когда из Петрограда пришло известие о начале революционных выступлений народных масс, это событие нашло поддержку у народа и, в первую очередь, военных. Повсеместно начали проходить массовые митинги и собрания в поддержку петроградских событий.
По примеру российской столицы в городах и местечках Белоруссии начали формироваться вооруженные отряды
Боевые дружины минских рабочих 2 марта 1917 года освободили из тюрьмы 400 политических заключенных. Были арестованы командующий Минским военным округом, начальник штаба и комендант города, взяты под охрану правительственные учреждения, почта и телеграф. В этих условиях последний царский губернатор в Минске Владимир Друцкой-Соколинский даже не сделал ни одной попытки оказать сопротивление начавшимся революционным переменам, поэтому все происходило довольно спокойно и мирно. А губернатор благоразумно собрал свои вещи и уехал в Италию, где дожил до преклонного возраста. Его власть перешла к Комитету общественного порядка и безопасности, который стал подчиняться Временному правительству в Петрограде.
На совещании представителей городской думы, губернских и уездных земских органов, органов местного управления, которое состоялось 4–5 марта 1917 года, гражданским комендантом Минска был избран Б. Н. Самойленко, позже назначенный минским губернским комиссаром, заменявшим губернатора. Одновременно был создан Минский Совет рабочих депутатов и его исполнительный комитет. Чтобы объединить силы пролетариата и солдат, 8 марта 1917 г. был создан единый Минский Совет рабочих и солдатских депутатов и единый исполнительный комитет.
Руководствуясь указаниями от Временного правительства, 4 марта 1917 года канцелярия гражданского коменданта города Минска издала акт, согласно которому служащий Всероссийского Земского Союза Михаил Александрович Михайлов (псевдоним Михаила Васильевича Фрунзе) назначался временным начальником народной милиции по охране порядка в городе.

Отряды боевых дружин рабочих и только созданной милиции разоружили бывшую полицию и взяли под охрану важнейшие государственные учреждения в Минске. Поэтому дата 4 марта по праву считается днем образования белоруской милиции
Уже через сутки в Минск стали поступать рапорты об образовании милицейских участков из Двинска, Витебска, Лепеля и других городов и уездов на территории Белоруссии, остававшихся вне зоны оккупации Германией. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», которые были изданы 17 апреля 1917 года. В соответствии с этими документами взамен наружной полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти. Общее руководство этим структурным подразделением в масштабе всей страны принадлежало министру внутренних дел. В губерниях учреждались должности правительственных инспекторов милиции, которые находились в подчинении губернских комиссаров. Непосредственное руководство милицией в уездах и городах осуществлялось уездными земскими и городскими управами.
Отголоски Февральской революции быстро докатились и до местечка Койданово. Находясь в ста километрах от фронта, населенный пункт тогда жил по законам военного времени
Железнодорожная станция стала удобным местом для расположения интендантских подразделений. Слева от дороги, которая вела к местечку, были возведены лазареты, пакгаузы, склады для обмундирования. Здесь же был организован перевалочный пункт для конной железной дороги, проложенной в сторону Рубежевичей. Кроме медсанбатов, в Койданово расположился 11-й эксплуатационный батальон, который нес караульную службу на всех военных объектах. Офицеры жили на квартирах у местных жителей, солдаты обосновались в палатках недалеко от места несения службы.
Конфликтов между военными и гражданским населением не наблюдалось. Скорее наоборот, офицеры стали оказывать влияние на политические взгляды койдановцев. Более активная их часть, особенно интеллигенция, стала воспринимать идеи кадетов, эсеров, меньшевиков, бундовцев и других политических партий. Жаркие споры и накал страстей выливались в собрания и митинги, на которых обсуждались события в стране и на фронте. Чувствовалось, что прежний ура-патриотизм стал заменяться более пессимистическими взглядами на сущность войны.
Тем не менее военнослужащие взяли на себя ответственность по выполнению распоряжений, исходящих от Временного правительства. В начале марта в Койданово был создан Совет солдатских депутатов и общественных организаций, представлявших гражданское население. Его возглавил член Земского союза Западного фронта большевик Александр Воронский. Под его руководством были созданы военизированные отряды, которые в условиях переходного периода безвластия и анархии взяли под защиту население волости и повели решительную борьбу со всякого рода попытками погромов, грабежей и насилия.
После перевода Воронского на другой участок работы, этот выборный орган был переименован в Койдановский исполнительный комитет, председателем которого был избран командир зенитной батареи капитан Кошкарев. Началась работа по созданию органов самоуправления в местечке. Председателем волостного исполкома был избран Зенон Сайковский, секретарем – бывший писарь Каленик.
Был упразднен и полицейский участок. Добровольно сдали оружие и отреклись от своих обязанностей полицейский пристав Илюкевич и урядник Шпиленя. Их заменили, теперь уже на выборных милицейских должностях землевладелец из Вертник Артюшевский и житель Макавчиц Павел Калечиц
Смена власти проходила в спокойной обстановке и завершилась принятием торжественной присяги на верность Временному правительству, в которой приняли участие все военнослужащие, находившиеся в Койданово.
Продолжение следует
Виктор УРАНОВ