Меню

«Дзержинщина партизанская». Ч. 27. Время обретения надежды

Весна 1944 года постепенно вступала в свои права. С первыми проталинами командование партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского приняло решение покинуть Узденщину и вернуться на базу. В Станьковский лес они вошли в первых числах апреля. Несколько дней ушло на восстановление лагеря, но теперь уже у партизан не было нужды капитально обустраивать землянки. Они точно знали, что зимовать в условиях оккупации им больше не придется.

У партизанских командиров появились и новые заботы. Война близилась к завершению, и нужно было думать о том, как налаживать жизнь после нее. Весна для сельских жителей всегда была хлопотным временем, связанным с проведением полевых работ. Но, в отличие от прежних лет, всем было понятно, что выращенные сельчанами продукты оккупантам уже не достанутся, зато смогут предотвратить голод в республике после изгнания захватчиков. Поэтому с весной 1944 года связывались особые надежды. Понимали это и гитлеровцы, которые даже накануне своего изгнания пытались удушить непокоренный народ голодной смертью. Они запрещали крестьянам проводить сев яровых, отнимали посевной материал и под угрозой смерти выгоняли жителей многих деревень перепахивать озимые.

В этих условиях Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) издал директивное письмо «О мерах по проведению весеннего сева», которое оперативно было разослано во все штабы партизанских бригад. В нем говорилось: «…враг, видя неизбежность своей гибели и то, что в скором времени придется бежать с территории Белоруссии, пытается сорвать весенние полевые работы местного населения, обрекая его на голод».

Перед командованием партизанских бригад и отрядов была поставлена задача по оказанию максимально полезной помощи сельским жителям, в том числе и лошадьми, чтобы обработать и засеять как можно больше посевных площадей

Для проведения полевых работ предлагалось создавать специальные отряды из числа партизан, свободных от выполнения боевых заданий. Это новое указание из Москвы в бригаде имени К. К. Рокоссовского восприняли как должное. Еще осенью 1943 года крестьяне вошли в положение партизан и поделились с ними продуктами питания, позволившими пережить трудный зимний период. Теперь же, по белорусскому обычаю, пришло время ответить на добро добром. А положение у сельских жителей действительно сложилось критическое. В деревнях практически не осталось трудоспособных мужчин, во многих случаях сельскохозяйственный инвентарь пришел в негодность, лошадей для проведения весенних работ не хватало.

Чтобы не упустить драгоценное время, командование бригады взяло под личный контроль проведение посевных работ. Для выполнения задания все было организовано четко, по-военному. Партизанские умельцы быстро привели в прежнее рабочее состояние плуги, бороны и другой инвентарь, а для обработки земли было выделено определенное количество лошадей. Оказать помощь крестьянам вызвалось немало добровольцев, на время оставивших свои ратные дела, чтобы заняться привычным крестьянским ремеслом. При проведении посевных работ в каждом населенном пункте устанавливалась строгая очередность в пользовании лошадьми, но преимуществом пользовались многодетные семьи, потерявшие кормильцев. Семенного материала также не всегда хватало, но односельчане, привыкшие к коллективному образу жизни, проявляли взаимовыручку и делились всем, что сумели спасти от нацистских грабителей.

Весной 1944 года партизан, работающих на полях, можно было встретить почти в каждой деревне. Вместе с ними, по возможности, включались в работу старики, женщины и дети

Весенний сев прошел и в других местах района, там, где действовали бригады имени Сталина и имени Фрунзе. Партизанская помощь помогла сельским жителям своевременно обработать свои приусадебные участки, но колхозные земли продолжали лежать нетронутыми. Они содержали немало мин и неразорвавшихся снарядов, поэтому выходить на них пока было опасно.

Подпольный райком партии также активно готовился к тому времени, когда Дзержинщина будет очищена от оккупантов. На этом этапе свою главную задачу он видел в подборе и обучении руководящих кадров для организации работы в партийных и советских органах. Им предстояло занять все ключевые посты в системе управления района, чтобы с первых дней мирной жизни восстановить прежнюю власть и организовать население на преодоление последствий войны. Кандидатов на руководящие должности подбирали из числа партизан бригады имени К. К. Рокоссовского. Их характеристики рассматривались на заседаниях бюро райкома, при этом во внимание принимались идейно-политические и моральные качества, деловые и организаторские способности, умение работать с людьми, образование и прежний опыт работы.

Уже с января 1944 года, по указанию Минского обкома КП(б)Б, в бригаде начали работать специальные курсы, на которых обучался кадровый состав будущих руководителей районного уровня

Их подготовкой руководил Иван Антонович Лукашевич, до войны работавший в Дзержинском райисполкоме. Из слушателей курсов готовили партийных работников, председателей и секретарей исполкомов сельских Советов. На этот контингент и была рассчитана учебная программа, которая включала изучение Конституции СССР и БССР, знакомство со структурой и функциями местных органов советской власти, основными принципами, формами и методами партийной и советской работы.

Конечно, обстановка не позволяла проводить занятия по повышению общеобразовательного уровня слушателей курсов в полном объеме, но, как показало время, проделанная в этом направлении работа была достаточно эффективной и позволила без промедления восполнить дефицит руководящих кадров, значительно сократившихся за годы войны.

А между тем, обстановка весной 1944 года заметно обострилась. Имея хорошую транспортную инфраструктуру, Дзержинск превратился в перевалочный пункт, где изрядно поредевшие подразделения гитлеровских войск, прибывавших с фронта, получали временный отдых. Здесь же проходило переформирование воинских частей и их пополнение дополнительной живой силой.

В апреле военный гарнизон в Дзержинске уже насчитывал более 6000 человек. Большее количество город не мог принять, поэтому продолжавшие прибывать фронтовые части стали размещаться в ближайших деревнях

По данным партизанской разведки около 1000 вооруженных гитлеровцев расположились в Заболотье, по 400 – в Кукшевичах и Косках, 450 – в Станьково. Позже в качестве таких баз стали использоваться деревни Дягильно, Макавчицы, Шатилы и Петковичи.

Возросшее количество оккупантов нужно было накормить, но доставка продовольствия из Германии шла с перебоями, поэтому вся нагрузка по их содержанию легла на плечи местного населения. Нацисты по-прежнему вели себя разнузданно и бесцеремонно на оккупированной территории. Экспедиции за продуктами питания следовали одна за другой. Только в апреле таким набегам подверглись деревни Гарбузы, Малые Микуличи, Каменка, Шабуневщина, Даниловичи и ряд других населенных пунктов. Нацисты не только забирали у людей скот, зерно, молочные продукты, яйца, но и арестовывали молодых людей для насильственной их отправки в Германию.

Вступать в открытый бой с воинскими подразделениями фронтовых частей у партизан не хватало сил, поэтому они начали действовать на упреждение

Как только из вражеского гарнизона отправлялась очередная экспедиция в направлении какого-либо населенного пункта, разведчики оперативно извещали об этом жителей и помогали им своевременно уйти в лес, где для них уже были приготовлены семейные лагеря. Они надежно защищались партизанами, поэтому гитлеровцы не решались на них нападать, а люди, находившиеся в тех местах, чувствовали себя в относительной безопасности.

К концу мая немцы стали спешно покидать тыловые гарнизоны и направлялись на фронт. У партизан вновь появился оперативный простор для нанесения ударов по врагу.

(Продолжение следует)   

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59