Койдановские евреи. Ч. 6. Литваки
Вездесущие евреи стали проникать на территорию Восточной Европы уже в раннем Средневековье. Вслед за купцами из Священной Римской империи они приезжали в Польшу по делам, и, осмотревшись, оставались на постоянное жительство в городах и областях, примыкавших к немецким княжествам. В основном это были выходцы из начинавших формироваться общин ашкенази – онемеченных евреев.
О том, как и когда представители этого народа появились в Польше, не существует единого мнения – это событие окутано легендами, мифами и вымыслами. Существует предание, что около 842 года умер польский князь Попель. На вече в Крушевице поляки долго спорили, кого избрать новым князем, но так и не пришли к единому мнению. Тогда они договорились решить дело своего рода «божьим судом», суть которого заключалась в том, что князем станет тот человек, который утром первым войдет в город. Им оказался старый еврей Абрам Порохувник. Но он отказался от княжеского титула, отдав выпавший на него жребий деревенскому колеснику Пясту, считавшемуся в округе умными дальновидным человеком. Так было положено начало новой княжеской, а затем и королевской династии, правившей в Польше несколько столетий. Сегодня сложно судить, насколько эта легенда близка к действительности, но то, что Пясты довольно благосклонно относились к евреям, это факт.
Период правления новой династии в Польше был довольно беспокойным временем из-за очередных агрессивных планов Священной Римской империи. После неудачных крестовых походов в Палестину династия германских императоров Штауфенов переключилась на восточное направление, где обосновались славяне.
Тогда же зазвучал пресловутый клич «Drang nach Osten» (Натиск на Восток), который, под видом христианизации восточных язычников, на деле означал завоевание жизненного пространства за счет славянских территорий. Эту очередную военную авантюру поддержал Папа Римский, организовав в помощь два монашеских ордена – Тевтонский и Меченосцев (Ливонский), которые огнем и мечом распространяли Христову веру на землях прусов, ливов, эстов и других племен, проживавших на южном побережье Балтийского моря.
Поляки, под влиянием князя Мешко, добровольно крестившегося по римскому обряду, также вынуждены были признать христианство, поэтому избежали грабительских набегов со стороны крестоносцев. Но вовлечение польского населения в процесс христианизации занял несколько столетий. В этом деле активную роль играли папские легаты и миссионеры, которые наводнили страну. Вслед за ними потянулось множество торговцев и ремесленников из соседних германских княжеств.
Вначале польские правители охотно допускали таких переселенцев в пределы своих владений, рассчитывая, что их деятельность даст толчок развитию городов. Сами же поляки городскими делами не интересовались, потому что в период зарождения и развития феодальных отношений главную ценность для них приобрела земля. Действительно, вскоре города преобразились, и в них закипела жизнь. Но затем ситуация стала выходить из-под контроля. Укрепив свое положение, германцы фактически колонизировали основные крупные населенные пункты в Польше. Их поселения стали превращаться в военизированные крепости, которые жили по своим законам, не подчиняясь местной власти. При этом иностранцы вели себя вызывающе, потому что были уверены, что их более могущественный император не даст в обиду своих подданных.
Так, например, Краков, столица Королевства Польского, состоял фактически из двух расположенных рядом городов: королевского замка Вавель, вокруг которого ютились деревянные лачуги прислуги, и каменного немецкого города с ратушей, часами на башне, вечевым колоколом и площадью, обнесенных укрепленными стенами. Это уже был вызов, грозивший серьезными последствиями, поэтому владельцы замка Вавель с опаской стали посматривать на своих агрессивных соседей. Открыто выступить против них они не могли, потому что боялись навлечь гнев Священной Римской империи. Однако короли, и не только польские, не любили, когда им начинали диктовать условия. И в этом случае, в отличие от простолюдинов, они умели договариваться.
Между Пястами и правящей династией Священной Римской империи было достигнуто соглашение, ограничившее приток переселенцев из германских княжеств, а вместо них ставка была сделана на евреев-ашкенази. Такой компромисс вполне удовлетворил обе стороны, потому что император давно хотел избавиться от народа, доставлявшего ему немало хлопот. А для поляков это была находка, так как евреи зарекомендовали себя искусными мастерами как в торговле, так и ремеслах, и к тому же были более лояльными к власти. Да и сами ашкенази, уставшие от постоянных погромов и унижений, с удовольствием воспользовались такой возможностью, потому что после Крестовых походов их положение продолжало ухудшаться.
Еврейские общины из Центральной Европы быстро наполняли польские города, однако и на этот раз конфликта избежать не удалось. Почувствовав конкуренцию со стороны ашкенази, немецкие колонисты попытались ограничить влияние своих соперников. В это противостояние включилась и католическую церковь. Уже церковный собор 1267 года во Вроцлаве постановил, что евреи должны жить отдельно от христиан, в особой части города. В каждом городе полагалось иметь только один такой квартал с единственной синагогой. На одежде евреи должны были носить особые отличительные знаки, им запрещалось нанимать христианских слуг, а христианам запрещалось служить у евреев и покупать у них съестное.
В ответ на такие ограничительные меры князь Болеслав Благочестивый издал грамоту, определявшую права еврейских общин в Малой Польше и имевшую цель защитить их от произвола.
Признавалось автономное судопроизводство для евреев, устанавливалась неприкосновенность их личности и имущества, им даровалась свобода передвижения, а тем, кто начнет притеснять этот народ, предусматривались наказания. Естественно, что после таких гарантий в Польское королевство значительно увеличился приток германских ашкенази. Они умели быть благодарными, и, в ответ на такую благосклонность, всегда исправно платили налоги в государственную казну и не создавали проблем для правящей монархии.
Казимир III, последний монарх из династии Пястов, призвал в Краков евреев. Благодаря им быстро возникло еще одно поселение, на этот раз еврейское. Оно было построено по всем правилам европейского зодчества и выглядело не хуже немецкой слободы. Его жители проявили лучшие свойства своей натуры, назвав свой город Казимеж, по имени польского короля. Краков быстро разрастался, Казимеж стал одним из районов, где его обитатели жили не так, как в Польском королевстве, а по законам Талмуда. Сюда же переместился и центр еврейской мысли. Известно, что Казимир III любил ездить в Казимеж для бесед с еврейскими учеными. По всем описаниям, он был человеком умным и образованным, поэтому беседы и научные споры по различным темам вызывали обоюдный интерес. В 1334 году король Казимир Великий подтвердил грамоту Болеслава Благочестивого и распространил ее действие на все области польского государства, которые значительно расширились за счет южных княжеств, ранее принадлежавших Киевской Руси. Теперь еврейские общины получили широкие полномочия на всей территории Королевства Польского.
Более того, с конца XIII века, евреи стали переходить границы быстро набиравшего силу Великого княжества Литовского. Их расселение привело к формированию особой территориально-лингвистической подгруппы ашкеназских евреев. Со временем они получили название литваки, в народе же их просто называли жидами. И в этом слове тогда не было никакого иронического подтекста. А происхождение слова «жид» объясняется банальной фонетической интерпретацией слова «иудей»: немцы называют их «юде», англичане – «джю», французы – «жюйф», а в польском оно зазвучало как «жид». И летописцы, и историки того времени повсеместно использовали такой термин в своих работах.
Продолжение следует
Виктор УРАНОВ