Прививка от беспамятства: зачем она потребовалась потомкам народа-победителя
Возможность жить и трудиться в мирной стране, радоваться достижениям и открытиям каждого нового дня, растить детей и уверенно смотреть в будущее — все это дал нам ратный подвиг старших поколений, сумевших в годы Великой Отечественной войны отстоять свободу и независимость своей страны. Однако через 77 мирных лет мы вновь вынуждены вернуться к тем событиям — чтобы, взглянув на них через призму достоверности и открытости, показать всему миру и себе: белорусы умеют хранить верность своему героическому прошлому и вековым традициям. Возродить эти ориентиры нас обязывает и Год исторической памяти.
С кем поведешься…
Работа в этом направлении предстоит большая, требующая тщательно продуманных действий. Увековечивая героику прошлых лет, мы идем к построению более эффективной модели патриотического воспитания молодежи. Как показали события августа 2020 года, именно эта категория населения, с ее неокрепшим менталитетом и недостаточно сформированными нравственными устоями, стала целевой аудиторией для различных деструктивных элементов, организовывавших протестные акции и беспорядки. Сам по себе бунтарский дух молодежи можно еще объяснить свойственным ей максимализмом, желанием любыми средствами доказать свою правоту, даже вопреки общепринятым установкам.
Но тот факт, что молодые люди открыто стали использовать в качестве своего протестного имиджа бчб-символику, сразу же придал этому движению негативный оттенок, который не мог не вызвать озабоченность у общественности. Ведь копировать коллаборационистов, которые в годы нацистской оккупации использовали бчб-полотнища в карательных экспедициях против собственного народа, — не лучший способ доказать свою правоту.
Более того, это уже прямое надругательство над светлой памятью наших предков, которые не встали на колени перед жестоким врагом, а вступили с ним в смертельную схватку и одержали Победу. Именно ту Победу, которая дала возможность новым поколениям жить в свободной стране и самостоятельно определять свое будущее.
Чтобы не грянула буря
А ведь еще в 1960—1970-е годы такие кощунственные выходки с символикой фашистского толка были просто немыслимы. Веское слово участников тех событий звучало убедительно и авторитетно. К их голосу прислушивались все, в том числе и подрастающее поколение, которое с искренним уважением относилось к подвигу своих отцов и дедов. Не заживают раны той войны, кровоточат почти в каждой семье…
Но буквально через десятилетия произошла перекодировка памяти некоторых слоев населения. В 1990-е годы пересмотру стали подвергаться прежние идеалы и нравственные принципы.
Наряду с отрицанием недалекого советского прошлого начали девальвироваться такие священные понятия, как патриотизм, гордость за свой народ и страну. Коррозии подверглись и уникальные ментально-психологические черты белорусского народа с его открытостью, дружелюбием, и в то же время надежностью, стойкостью и мужеством. Стали очевидны признаки социального недуга.
Поначалу на него мало кто обращал внимание. Считалось, все обойдется как-то само собой. Не получилось. А ведь сказано в Библии: «Кто сеет ветер — пожнет бурю». Так оно и вышло.
Вот почему пришло время наполнить реальным содержанием такое емкое понятие, как историческая память. Нам есть чем гордиться, есть что вспомнить. И наша задача — сохранить это бесценное богатство свободным от всякой фальши или идеологической конъюнктуры. Только передав его в таком виде последующим поколениям, мы можем надеяться, что наша молодежь получит стойкую иммунизацию от всяких попыток превратить их в необузданную толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни, предавая память предков. Только так мы сможем остановить ползучий фашизм и попытки переписать нашу историю. Только после этого мы можем вновь говорить о возрождении прежних традиций.
Память поколений делает нас сильнее и мудрее. Поэтому, без сомнения, Год исторической памяти поможет всем нам разобраться в себе, обеспечить нравственную безопасность на ближайшие десятилетия и возродить прежние традиции, являющиеся генетическим кодом белорусской нации.
С опорой на собственные силы
Закономерно возникает вопрос: «Какие шаги нужно предпринять, чтобы этот важный год не превратился в очередную кампанейщину?» Ответ на него частично можно найти в опыте прошлых лет.
Дзержинщина — уникальный край, со своей самобытной историей, культурой, традициями. Это своеобразный кладезь открытий для тех людей, которым небезразлична судьба своей малой родины. И местные краеведы давно используют такую возможность, плодотворно работая над возрождением забытых страниц нашей летописи.
Неоценимое наследие оставил нам историк, журналист, краевед Анатолий Валаханович. Большой пласт исторического прошлого Койдановщины (Дзержинщины) был поднят историком и краеведом Иваном Лысаком. Буквально воскресили из небытия новоселковский край энтузиасты своего дела Анна Рымарь, Леонид Ермалович, Вячеслав Ковалевский. Основы изучения своей малой родины заложил бывший директор Боровской школы Иван Коско. Память о трагедии деревни Скирмантово сохранилась в первоисточниках, собранных под руководством бывших директоров местной школы Сергея Сипача и Леонида Зайцева. Большой вклад в организацию сбора материалов о юном герое-партизане Марате Казее внесла бывший директор Станьковской СШ Алла Терехова.
Их последователями сегодня являются краеведы-энтузиасты Антон Анисович (аг. Путчино), Олег Маслиев (д. Станьково), Тамара Заблотская (д. Великое Село), Тамара Клепикова (д. Касиловичи), Марина Воронович (аг. Негорелое), Александр Козлов (д. Заболотье). Увлеченно работают в этом направлении дзержинские краеведы — Борис Савинов, Виктор Полтев, Людмила Тюшина, Вацлав Матусевич и другие. Они являются неизменными участниками «Койдановских чтений», ставших традиционными в Центральной районной библиотеке, а также занимаются популяризацией своих краеведческих открытий среди учащейся молодежи и на страницах районной газеты “Узвышша”. Их дело отвечает запросам времени, и необходимо более рационально использовать этот творческий потенциал.
Дзержинский район еще в недалеком прошлом считался бесспорным лидером по количеству историко-краеведческих музеев, комнат и уголков боевой и трудовой славы, где можно было получить достоверную информацию о памятных событиях прошлого, о достижениях и славных делах наших именитых земляков. Богатейшие и уникальные в своем роде материалы были собраны в музее истории и трудовой славы Дзержинского опытно-механического завода и в музее первой в Беларуси Койдановской МТС в райсельхозтехнике. Не менее интересные экспозиции были представлены в музее истории железнодорожной станции Негорелое. Целые делегации школьников со всего Советского Союза приезжали в Станьково, в музей, посвященный юному партизану Марату Казею. Не меньшей популярностью среди учащейся молодежи пользовался Боровской историко-краеведческий музей, получивший за свою деятельность звание народного. Теперь о них можно говорить только в прошедшем времени.
Причиной же стало безразличие к историческому наследию со стороны тех руководителей, в чьем ведении они находились. В те же пресловутые перестроечные годы, когда преобладал насмешливо-иронический тон при освещении событий советского прошлого, были признаны рудиментами и приостановили свою деятельность еще с десяток школьных музеев. Вот они, истоки нашего беспамятства.
И чтобы подобные факты больше не повторялись, пора взглянуть на музейное дело не как на чье-то досужее увлечение, а серьезно, с точки зрения высокой смысловой нагрузки и общественной значимости, при уважительном отношении к своему прошлому.
Год исторической памяти — прекрасный повод, чтобы оживить музееведение. Ведь роль музеев по-прежнему незаменима в воспитании молодежи, которая начинает свой жизненный путь с освоения духовного и материального богатства общества, с социальной и культурной адаптации к современному миру. Именно музеи способны обеспечить непрерывность и преемственность в развитии культуры, передаче духовного и исторического наследия.
Пора вывести музеи из тени на новый уровень, что позволит им достойно выполнять миссию по сохранению и приумножению исторического наследия. Более того, всем собранным там экспонатам, фотографиям, документам следует придать статус материально-культурных и исторических ценностей на уровне района и узаконить это положение соответствующими правовыми актами. Только так музеи смогут жить долго и работать на благо наших людей.