Меню

Койдановские евреи. Ч. 14. И зашумели ярмарки…

Николай Радзивилл Рыжий получил известность не только как талантливый полководец, но и дальновидный политик. Находясь на посту канцлера Великого княжества Литовского (1566–1579 годы), он способствовал развитию торговли и ремесел в быстро растущих местечках ВКЛ, что позволило еврейским общинам значительно укрепить свои позиции.

Производственная деятельность местечковцев стала стабильным источником поступления налогов в государственную казну, поэтому данная категория населения всегда находила поддержку и со стороны короля. Стефан Баторий подтвердил многие старинные привилегии литовских евреев и разрешил им свободно заниматься ремеслами, торговать в христианские праздники, нанимать христиан для строительных работ. Учитывая религиозные чувства иудеев, он упразднил обычай принесения ими присяги в суде, стоя на свиной коже, и исключил из текста унизительные для них формулировки. Король решительно пресекал различные антиеврейские выступления, имевшие место в крупных городах, а также со стороны католической церкви. Евреи получили возможность свободно проводить торговые операции не только внутри страны, но и за границей.

В это время, не без содействия Николая Радзивилла Рыжего, были расширены льготы и для населения Койданова

Указом короля местечковцы получили официальное подтверждение на проведение двух ярмарок – «на Громницы (15 февраля) и Семуху (50-й день после Пасхи)». Позже эти привилегии распространились на Юрьев день (23 апреля) и Покрова.

Традиция проводить ярмарки пришла из Западной Европы. В отличие от обычных базарных дней, этот вид торговли имел свою специфику и отличался более высоким уровнем проведения торговых операций. На ярмарку съезжались купцы издалека, нередко из соседних стран. За передвижение по дорогам они обязаны были платить налог правителю государства, а тот, в свою очередь, обеспечивал караванам иностранцев безопасный проезд по своей территории. Иноземные гости платили дань и в пользу владельца города или местечка, но за это требовали для себя обеспечение относительно безопасных и комфортных условий на весь период нахождения на их земле.

Вот почему вопрос о ярмарках рассматривался на таком высоком уровне, и получить право на их проведение было довольно сложно. Но местечко Койданово в этом отношении оказалось в довольно привилегированном положении. Королевские указы круто изменили жизнь в койдановском штетле, и надо отдать должное еврейской общине, которая не подвела своего хозяина, быстро переориентировав свои интересы на обслуживание обширной клиентуры. В короткий срок были возведены заезжие и постоялые дворы, корчмы, складские помещения, приведена в порядок огромная рыночная площадь, открылись многочисленные шинки, необходимые для обслуживания большого количества прибывавших торговцев.

Уже к концу XVI века Койданово пользовалось широкой известностью как оживленный торговый центр не только в округе, но и далеко за его пределами

В обычный базарный день уже с раннего утра на площади наблюдалось движение. Крестьяне старались пораньше приехать в местечко, чтобы занять лучшие места в торговых рядах и быстрее продать свой товар. Повышенным спросом пользовались привычные для тех мест продукты питания: свежие овощи и фрукты, молоко, мед, а также необработанные кожи, пенька, лен, шерсть, воск, смола, лес и строительные материалы. Продавцов тут же обступали евреи-перекупщики и начинался торг. Продажа оптом была выгодна как одной, так и другой стороне, поэтому торговые сделки совершались быстро. С деньгами в карманах крестьяне отправлялись в еврейские лавки и шинки, чтобы купить нужные предметы повседневного спроса, а заодно перекусить и отметить удачное завершение дня. После полудня крестьяне, как правило навеселе, разъезжались по домам, и рыночная площадь пустела.

А перекупщики продолжали рабочий день, сбывая приобретенные товары, естественно с «наваром», своим постоянным клиентам. Их услугами пользовался как высший класс штетла, так и многочисленные шинкари, лавочники и ремесленники, которые уже составляли довольно внушительную прослойку населения Койданова.

По инвентарным спискам к концу XVI века в Койданово работало свыше 20 ремесленных мастерских, которые занимались кожевенным и меховым производством, изготовлением пряжи, одежды, деревопереработкой и кузнечным делом. В основном это был семейный бизнес

Среди балмелохес (ремесленников) были и такие, кто отдавал предпочтение кустарным промыслам, выполняя работу по индивидуальным заказам. Такая деятельность была характерна для сапожников, портных, шапочников, извозчиков, печников, стекольщиков, строителей и представителей других профессий. Следует отметить, что ремеслом занимались не только представители еврейской общины, но и жители посада, расположенного вблизи господского имения. Их изделия были такими же конкурентными и востребованными, как и те, что производились в штетле, поэтому пользовались не меньшим спросом у покупателей. Таким образом, торговля и ремесло дали толчок развитию местечка, которое быстро прирастало новыми поселенцами.

И, конечно же, главным событиям для Койданово стали ярмарки. Для придания им особой значимости, они были связаны с религиозными праздниками. К ним готовились особенно тщательно. Торговая площадь чистилась и освобождалась от мусора. В постоялых дворах приводились в порядок лучшие апартаменты для почетных гостей. Оптовики накапливали товар и присматривались к ценам. Шинкари приобретали нужное количество продовольствия и крепких напитков. Лавочники скупали у ремесленников наиболее ходовые товары. Свое искусство готовились показать клезмеры (музыканты) и бродячие артисты, которые в поисках заработка стекались к месту проведения ярмарки. К назначенному дню, как правило, все было готово.

С самого раннего утра площадь оглашалась гулом голосов зазывал, грузчиков и менял. Широко распахивались двери всех торговых заведений, а на площади разворачивалась конкурентная борьба за выгодных клиентов.

Койдановские ярмарки специализировались на крупных оптовых сделках, поэтому переговоры купца и продавца затягивались на несколько дней

Во время таких торжищ совершались сделки на крупные суммы, и подобные операции редко обходились без посредников. Менялы определяли количество драгоценного металла в монетах, привезенных из других стран, и производили расчеты по существующему номиналу. Если у купца не оказывалось требуемой суммы, он мог воспользоваться услугами ростовщика, который под залог выделял необходимые денежные средства. Популярностью пользовались и так называемые контракты – откупщики, которые осуществляли выкуп товара под ценные бумаги с дальнейшей их конвертацией под довольно большой процент. В то время проведение таких финансовых операций считалось европейским уровнем, и койдановские евреи никогда не подводили своих партнеров.

Иноземные купцы приезжали не с пустыми руками. Они привозили с собой чай, пряности, вина, турецкий табак, шелковые ткани, ювелирные изделия и другие диковинные иноземные товары, которые старались как можно выгоднее продать. Им это удавалось, поэтому ярмарочная распродажа растягивалась на несколько недель, а то и месяц. И только после того, как были улажены все дела, купеческие караваны разъезжались в разные стороны от ставшей знаменитой койдановской площади.

После завершения ярмарки на несколько дней воцарялось затишье, а затем вновь возобновлялись базарные дни. Таким образом, торговля в Койданово не прекращалась практически круглый год

Но в одном евреи оставались верны своей традиции. Даже находясь в чужой стране в меньшинстве, они смогли добиться того, чтобы ярмарки не проводились в шаббат (субботу) или иной свой праздник. Если бы нееврейское население попыталось провести ярмарку в эти дни, то евреи все равно не открыли бы лавки и шинки. Таким образом, слабое еврейское меньшинство, проявив свою волю, фактически диктовало условия подавляющему большинству принявшего их народа.

Продолжение следует…

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59