Койдановские евреи. Ч. 14. И зашумели ярмарки…
Николай Радзивилл Рыжий получил известность не только как талантливый полководец, но и дальновидный политик. Находясь на посту канцлера Великого княжества Литовского (1566–1579 годы), он способствовал развитию торговли и ремесел в быстро растущих местечках ВКЛ, что позволило еврейским общинам значительно укрепить свои позиции.
Производственная деятельность местечковцев стала стабильным источником поступления налогов в государственную казну, поэтому данная категория населения всегда находила поддержку и со стороны короля. Стефан Баторий подтвердил многие старинные привилегии литовских евреев и разрешил им свободно заниматься ремеслами, торговать в христианские праздники, нанимать христиан для строительных работ. Учитывая религиозные чувства иудеев, он упразднил обычай принесения ими присяги в суде, стоя на свиной коже, и исключил из текста унизительные для них формулировки. Король решительно пресекал различные антиеврейские выступления, имевшие место в крупных городах, а также со стороны католической церкви. Евреи получили возможность свободно проводить торговые операции не только внутри страны, но и за границей.
В это время, не без содействия Николая Радзивилла Рыжего, были расширены льготы и для населения Койданова
Указом короля местечковцы получили официальное подтверждение на проведение двух ярмарок – «на Громницы (15 февраля) и Семуху (50-й день после Пасхи)». Позже эти привилегии распространились на Юрьев день (23 апреля) и Покрова.
Традиция проводить ярмарки пришла из Западной Европы. В отличие от обычных базарных дней, этот вид торговли имел свою специфику и отличался более высоким уровнем проведения торговых операций. На ярмарку съезжались купцы издалека, нередко из соседних стран. За передвижение по дорогам они обязаны были платить налог правителю государства, а тот, в свою очередь, обеспечивал караванам иностранцев безопасный проезд по своей территории. Иноземные гости платили дань и в пользу владельца города или местечка, но за это требовали для себя обеспечение относительно безопасных и комфортных условий на весь период нахождения на их земле.
Вот почему вопрос о ярмарках рассматривался на таком высоком уровне, и получить право на их проведение было довольно сложно. Но местечко Койданово в этом отношении оказалось в довольно привилегированном положении. Королевские указы круто изменили жизнь в койдановском штетле, и надо отдать должное еврейской общине, которая не подвела своего хозяина, быстро переориентировав свои интересы на обслуживание обширной клиентуры. В короткий срок были возведены заезжие и постоялые дворы, корчмы, складские помещения, приведена в порядок огромная рыночная площадь, открылись многочисленные шинки, необходимые для обслуживания большого количества прибывавших торговцев.
Уже к концу XVI века Койданово пользовалось широкой известностью как оживленный торговый центр не только в округе, но и далеко за его пределами
В обычный базарный день уже с раннего утра на площади наблюдалось движение. Крестьяне старались пораньше приехать в местечко, чтобы занять лучшие места в торговых рядах и быстрее продать свой товар. Повышенным спросом пользовались привычные для тех мест продукты питания: свежие овощи и фрукты, молоко, мед, а также необработанные кожи, пенька, лен, шерсть, воск, смола, лес и строительные материалы. Продавцов тут же обступали евреи-перекупщики и начинался торг. Продажа оптом была выгодна как одной, так и другой стороне, поэтому торговые сделки совершались быстро. С деньгами в карманах крестьяне отправлялись в еврейские лавки и шинки, чтобы купить нужные предметы повседневного спроса, а заодно перекусить и отметить удачное завершение дня. После полудня крестьяне, как правило навеселе, разъезжались по домам, и рыночная площадь пустела.
А перекупщики продолжали рабочий день, сбывая приобретенные товары, естественно с «наваром», своим постоянным клиентам. Их услугами пользовался как высший класс штетла, так и многочисленные шинкари, лавочники и ремесленники, которые уже составляли довольно внушительную прослойку населения Койданова.
По инвентарным спискам к концу XVI века в Койданово работало свыше 20 ремесленных мастерских, которые занимались кожевенным и меховым производством, изготовлением пряжи, одежды, деревопереработкой и кузнечным делом. В основном это был семейный бизнес
Среди балмелохес (ремесленников) были и такие, кто отдавал предпочтение кустарным промыслам, выполняя работу по индивидуальным заказам. Такая деятельность была характерна для сапожников, портных, шапочников, извозчиков, печников, стекольщиков, строителей и представителей других профессий. Следует отметить, что ремеслом занимались не только представители еврейской общины, но и жители посада, расположенного вблизи господского имения. Их изделия были такими же конкурентными и востребованными, как и те, что производились в штетле, поэтому пользовались не меньшим спросом у покупателей. Таким образом, торговля и ремесло дали толчок развитию местечка, которое быстро прирастало новыми поселенцами.
И, конечно же, главным событиям для Койданово стали ярмарки. Для придания им особой значимости, они были связаны с религиозными праздниками. К ним готовились особенно тщательно. Торговая площадь чистилась и освобождалась от мусора. В постоялых дворах приводились в порядок лучшие апартаменты для почетных гостей. Оптовики накапливали товар и присматривались к ценам. Шинкари приобретали нужное количество продовольствия и крепких напитков. Лавочники скупали у ремесленников наиболее ходовые товары. Свое искусство готовились показать клезмеры (музыканты) и бродячие артисты, которые в поисках заработка стекались к месту проведения ярмарки. К назначенному дню, как правило, все было готово.
С самого раннего утра площадь оглашалась гулом голосов зазывал, грузчиков и менял. Широко распахивались двери всех торговых заведений, а на площади разворачивалась конкурентная борьба за выгодных клиентов.
Койдановские ярмарки специализировались на крупных оптовых сделках, поэтому переговоры купца и продавца затягивались на несколько дней
Во время таких торжищ совершались сделки на крупные суммы, и подобные операции редко обходились без посредников. Менялы определяли количество драгоценного металла в монетах, привезенных из других стран, и производили расчеты по существующему номиналу. Если у купца не оказывалось требуемой суммы, он мог воспользоваться услугами ростовщика, который под залог выделял необходимые денежные средства. Популярностью пользовались и так называемые контракты – откупщики, которые осуществляли выкуп товара под ценные бумаги с дальнейшей их конвертацией под довольно большой процент. В то время проведение таких финансовых операций считалось европейским уровнем, и койдановские евреи никогда не подводили своих партнеров.
Иноземные купцы приезжали не с пустыми руками. Они привозили с собой чай, пряности, вина, турецкий табак, шелковые ткани, ювелирные изделия и другие диковинные иноземные товары, которые старались как можно выгоднее продать. Им это удавалось, поэтому ярмарочная распродажа растягивалась на несколько недель, а то и месяц. И только после того, как были улажены все дела, купеческие караваны разъезжались в разные стороны от ставшей знаменитой койдановской площади.
После завершения ярмарки на несколько дней воцарялось затишье, а затем вновь возобновлялись базарные дни. Таким образом, торговля в Койданово не прекращалась практически круглый год
Но в одном евреи оставались верны своей традиции. Даже находясь в чужой стране в меньшинстве, они смогли добиться того, чтобы ярмарки не проводились в шаббат (субботу) или иной свой праздник. Если бы нееврейское население попыталось провести ярмарку в эти дни, то евреи все равно не открыли бы лавки и шинки. Таким образом, слабое еврейское меньшинство, проявив свою волю, фактически диктовало условия подавляющему большинству принявшего их народа.
Продолжение следует…
Виктор УРАНОВ