PROродительство с Марией Желиховской. Уроки самостоятельно: поощрения и наказания
Из четырех моих детей трое ходят в школу. И я с самого начала не делаю с ними уроки. Но как контролировать то, за чем не следишь? Делать это незаметно. Как влиять на результат того, к чему на первый взгляд отношения не имеешь? Через систему поощрений и наказаний.
Я отслеживаю только итоговые показатели. Это оценки за четверть и за год. Текущие отметки могут быть любыми. Если неприятности не повторяются многократно, я их игнорирую. Если они приобретают системный характер, ищу первопричину по схеме из прошлой серии и уже с ней точечно работаю.
Когда школьная тема поднимается в блоге, то в системе школьных поощрений и наказаний всех почему-то гораздо больше интересует именно наказание. Что делать, если все плохо. Тут генетическая память сыграла с нами злую шутку. Часто мы из поколения в поколение рассматриваем в качестве лучшей мотивации кнут и систематически игнорируем пряники.

«Получу 2 – меня мама убьет» – это мотивация из страха. Бежать на адреналине можно очень быстро, но не долго. Учеба – это не спринт. Это марафон на 9–11 лет плюс следующая ступень образования. Только представьте себе, 9 лет страха в конце которых человек должен решить, кем хочет стать, когда вырастет.
У меня нет никаких специальных наказаний. Я имею в виду физическое наказание, скандал, унижение, сравнение, крики и вот это вот все. Система построена так, что худший исход из возможных – это отсутствие поощрения.
Я закрепляю не страх перед наказанием. Я стимулирую работать на поощрение. Тогда у школы в целом совсем другой вайб
Самое страшное наказание в моей семье – это отсутствие поощрения. Когда другой поработал и получил бонусы, а ты нет. Следующее распределение благ только в следующей четверти. В детской системе координат это примерно вечность.
Поощрения бывают материальные и нематериальные. К нематериальным относятся почет и уважение, грамоты на стенах, поездки, путешествия, впечатления, родительская гордость. С материальным поощрением все просто. По итогам четверти и года предусмотрен бонус. Его можно взять деньгами или чем-то осязаемым, например, купить что-то из детского wish-листа.
Один из самых спорных вопросов при обсуждении школьной темы – это привязка оценок к деньгам. Есть практика замены карманных денег, которые выдаются без повода, на деньги за оценки в дневнике. Она достаточно популярна. Но это не мой вариант.
Я не плачу детям за текущие оценки. На мой взгляд, платить за текущие оценки, равно как и за выполнение работы по дому, – это тупиковая ветвь эволюции. Мне не понятен ожидаемый финансовый итог такого родительского поведения. Вы начинаете это финансовое предприятие, вводите тарифы за текущие оценки и уборку, платите исправно раз в неделю. И это все чтобы что? У меня нет ответа на этот вопрос. Поэтому я не начинаю это финансовое предприятие.
Мой подход состоит в следующем. Школа – это зона детской ответственности. Школьная программа обязательна и доступна для всех детей, независимо от их способностей и мотивации. Школьное образование бесплатное. Иди и возьми. По этой причине я не делаю с детьми уроки, не контролирую текущие оценки и не плачу детям за них. Текущий родительский контроль и вмешательство минимальны. Наказаний за оценки нет.
Но! Я признаю стимулирующую роль денег в образовании. Дети растут, а с ними растет список их «хотелок». Малыш для счастья просит киндер. Подросток хочет умную колонку, карточки k-pop и томик комиксов за 50 рублей. В отличие от малышей, подростки уже умеют ждать и копить. Отличный повод делегировать подросткам исполнение части своих мест самостоятельно, предложив взамен устойчивый источник пополнения копилок.
Финансовое образование у моих детей стартует в 5 лет. Один из существенных источников кэша у моих подросших школьников – их учеба СВЕРХ базовой программы. Как работает простая – и что важно экономичная – схема финансовой мотивации к учебе на примере детей банкира я опишу в двух пунктах в следующей серии.